Папки-передвижки

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Хвостова
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 - 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или имеются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.

Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня - лексическую систему. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений – в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко.

Картотека игр и упражнений для развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и расширению активного словаря.

Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам.

1. «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки, одежду).

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки очень колкие иголки.

В остальном на елку еж совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Волки, лисы и медведи.

Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку ежа?

Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ о девочке, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении, и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка».). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла. (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)

— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

Закончи предложения: ручка нужна, чтобы. За ручку можно.

— А какие предметы мы называем словом «ножка»?

— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)

— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

— Что означают слова. «мяч», «кукла», «ручка»?

— У меня в руке. ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку? («Ею открывают и закрывают дверь».)

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

— Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро» :

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,

Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

— Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается, мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка.

Высокая — низкая (елка — елочка, длинный — короткий (карандаш, широкая — узкая (лента, грустное — веселое (лицо девочки, глубокая — мелкая (тарелка, чистый — грязный (мальчик).

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ : это правда или нет?

— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес, тяжелый сон (неспокойный, тяжелый воздух (неприятный, тяжелая рана (опасная, серьезная, тяжелое чувство (мучительное, горестное, тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то, тяжелое наказание (суровое).

— Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда, «трудный день» (нелегкий, «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

— Послушай стихотворение Е. Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!

Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»

Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, —

Слова не хватает. Твой горох — ведь это. (град)».

Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,

Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?

Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день

Подскажи словечко. Рядом с нами бродит. (тень).

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится».

Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый», мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

«Кто у кого?»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами : курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду, кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком, собака и щенок грызут кость (вариант — лают, корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат, лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут, утка и утенок плавают (крякают).

- Назови животных и их детенышей.

- Подбери определения к названиям детенышей животных : скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь, какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это. (шары). Здесь много. (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

— Это — мак, а это. (маки). В букете много. (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?

Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

— Что это? Чего здесь много?

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Развитие синонимии

Выбрать из трех слов два слова- «приятеля»

(среди имен существительных)

дом, солдат, боец;

конь, собака, лошадь;

дом, улица, здание;

(среди имен прилагательных)

грустный, печальный, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый;

веселый, крепкий, прочный;

слабый, неловкий, неуклюжий;

большой, красивый, огромный;

(среди глаголов) :

Взять, схватить, идти;

Думать, ехать, соображать;

Радоваться, веселиться, наряжаться.

Игра «На что похоже»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на что?.

Синий лед похож на …

Густой туман похож…

Чистый дождь похож на….

Блестящая на солнце паутина похожа …

( Слова для справок :вата, стекло, пух, белый дым, слезы, серебро.)

Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)

Земля покрыта снегом как….

Лед блестит у берега как….

туман стелется над озером как….

Дождинки текут по лицу как…

Объяснить чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову.

Публикации по теме:

Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте, как правило, наблюдаются некоторые проблемы в лексико-грамматическом развитии. Для детей с дефектом речевого развития.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи Игры на развитие лексико-грамматического строя речи. «Один-много» (I вариант) (с 4 лет) Цель: образование существительных множественного.

Интерактивная папка-лэпбук «Во саду ли, в огороде» как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНРИнтерактивная папка-лэпбук «Во саду ли, в огороде» как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Дидактическое пособие содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе интерактивной.

Использование проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование грамматического строя речи. Предлог В» Конспект занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Формирование грамматического строя речи. Предлог (В). Тема: Домашние птицы и их.

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Народная культура и традиции. Звук [л]» Тема "Народная культура и традиции. Звук [л]. " Цель: Уточнение и расширение представлений о народной культуре и традициях. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 17 мая 2018 в 10:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД