Папки-передвижки

Методический час «Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»

Елена Верещагина
Методический час «Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 195

Методический час

ТемаНародные подвижные игры, как средство развития физических качеств и эмоционально- положительного отношения и интереса к занятиям по физическому развитию».

Публикация «Методический час „Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников“» размещена в разделах

Подготовила инструктор

по физической культуре

Верещагина Е. В. высш. квал. категория

г. Оренбург, 2019г.

«Народные подвижные игры, как средство развития физических качеств и эмоционально- положительного отношения и интереса к занятиям по физическому развитию».

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к России, интерес к ее много-национальной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к Человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленевод-ство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Народные подвижные игры можно классифицировать следующим образом:

-по характеру использования фольклорного подкрепления:

народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества);

народные игры без речевого сопровождения;

-по способу распределения на роль:

игры с выбором водящего при помощи считалок;

игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок;

-с преимущественным проявлением двигательных качеств :

игры на развитие ловкости и точности движений;

игры на развитие быстроты реакции;

игры на развитие меткости глазомера;

игры на развитие ритмичности и пластики движений;

игры на ориентировку в пространстве;

-с преимущественным проявлением психических качеств :

игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;

игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;

игры на развитие творческого воображения;

игры на развитие наглядно-образного мышления;

игры на развитие связанной речи;

В процессе использования народных игр решаются следующие задачи:

• создание здоровьесберегающей и развивающей среды;

• накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;

• укрепление физического, психического и духовного здоровья;

• повышение творческого двигательного потенциала детей;

• формирование личностной культуры здоровья.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры в физкультурном занятии

Т. к. физкультурное занятие по своей структуре неоднородно, возможно использование народных подвижных игр практически в любой части занятия.

Вводная часть занятия выполняет задачу:

• организовать детей,

• активизировать их внимание,

• вызвать интерес к занятиям,

• создать бодрое настроение, подготовить организм к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышению физической нагрузки.

Поэтому можно применить такие игры как

«Змейка»,

«Улитка»,

«Челночок» и др.

При этом уместно загадать загадку или показать иллюстрацию.

При выполнении общеразвивающих упражнений удобно использовать игры

«У Маланьи»,

«У дядюшки Трифона».

В эти игры для подражания можно включить любые упражнения: и игровые, и имитационные, и обычные развивающие («Лодочка», «Дровосек», «Велосипед», «Качели», и упражнения акробатического характера («Верблюд», «Мостик», «Кольцо», «Корзиночка», и упражнения-асаны из хатха-йоги («Кобра», «Плуг», «Лев», «Орел») и др.

При переходе к основным видам движения можно использовать такие народные подвижные игры как

«Петушиный бой» (русская, «Соколиный бой» (татарская) – отработка прыжков на одной ноге;

«Охотники и утки» (русская, «Мяч по кругу» (татарская) – попадание в цель, увертывание от мяча;

«Волк во ров» - прыжки в длину;

«Горелки», «Пятнашки» (варианты) – бег с увертыванием;

• школа мяча (разнообразные игры с мячом).

После высокой нагрузки нужно выполняем упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Русские народные игры-молчанки я использую как дыхательные упражнения.

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

С этими словами задерживается дыхание на определенное время.

Затем можно использовать практически любые народные игры, только следует внимательно следить за детьми, чтобы не допустить их перегрузки.

Заключительная часть занятия решает задачу

• снижения нагрузки;

• приведения организма ребенка в спокойное состояние, сохраняя при этом бодрое настроение.

Поэтому здесь уместны игры «Совушка-сова», «Море волнуется», «Цапки».

Разнообразие видов утренней гимнастики позволяет использовать народные подвижные игры и в своей структуре, причем в утреннюю гимнастику с успехом можно включить игры большой, средней и малой подвижности (используя разумные варианты).

Народные подвижные игры благодаря своей универсальности и многофункциональности находят себе место и на прогулке, и в свободной деятельности.

Вместе с детьми можно поиграть в народные игры такие как «Пустое место», «Третий лишний», во все разновидности «Горелок», «Ловишек», «Пятнашек», «Цепи», «Гуси-лебеди» и многие др.

Наградой нам становится самостоятельная организация детьми народных подвижных игр на прогулке и в свободной деятельности.

Дети с удовольствием играют сами в народные игры :

«Птицелов»,

«Воевода» (русские);

«Юрта» (башкирская);

«Волк и ягнята» (бурятская);

«Мяч по кругу» (татарская);

«Невод» (коми);

«Колдун» (украинская) и др.

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и незабываемы. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания дошкольника и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи:

• совершенствование движений;

• воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, условий, игровой ситуации; условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре.

Многочисленные варианты народных игр позволяют использовать их для решения этих педагогических задач.

Систематическое использование различных вариантов игр содействует

• воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений;

• совершенствованию физических качеств, навыков обращения с предметами;

развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.

Список литературы

1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. и др. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М., 2000.

2. Алямовская Н. Как воспитать здорового ребенка. // Дошкольное

воспитание № 11, 12, 1993.

3. Глазырина Л. Д. Физкультура - дошкольникам. М., 1999.

4. Детские подвижные игры народов СССР. /Под ред. Осокиной Т. И.

М. ,1989.

5. Здоровый малыш (Программа оздоровления детей в ДОУ). /Под ред.

Бересневой З. И.

6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М., 2002.

7. Пономарев С. Растите малышей здоровыми. М., 1992.

8. Шебеко В. Н. Методика физического воспитания в ДОУ. Минск, 1998г.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, их психофизическое и физиологическое.

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возрастаПодвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Воспитание толерантности как одной.

Ритмическая гимнастика как средство развития физических качеств у дошкольников Физическое развитие для дошкольников – основополагающий фактор, обеспечивающий здоровье организма. Один из оптимальных способов развития.

Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольниковРусские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников Годовой отчет На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство.

Конспект ООД «Подвижные игры как средство развития психофизических качеств в дошкольном возрасте» Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Задачи: Формирование потребности в.

Мастер-класс для родителей «Народные подвижные игры для развития детей» «Народные подвижные игры для развития детей»Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. Народная игра - это игра,.

План по самообразованию «Подвижная игра, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста» Индивидуальная программа самообразования воспитателя МБДОУ «детский сад 128» Коровико Валентины Владимировны Сроки работы над темой: сентябрь.

Проект по физическому развитию «Развитие физических качеств через подвижные игры и упражнения» для детей старшей группы Вид проекта: Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители, инструктор по ФИЗО Сроки реализации:.

Сценарий занятия «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Цель: формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Познавательное развитие 1. Расширять представления.

Татарские народные подвижные игры в рамках духовно нравственного воспитания старших дошкольников КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ТАТАРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подготовила: Инструктор по физической культуре Орел Мария Витальевна Продаём горшки (Чулмакуены).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический час «Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»
Опубликовано: 29 октября 2019 в 13:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД