Лучший педагог года

Опыт работы «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Галина Сосункевич
Опыт работы «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Ростовская область, Дубовский район, хутор Семичный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Ручеёк»

Методический семинар

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель старшей разновозрастной

МБДОУ детского сада №17»Ручеёк»

Сосункевич Галина Викторовна.

2020год

Ход семинара

Теоретическая часть.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать Вас на сегодняшней встрече. Тема моего выступления «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Развитие познавательной активности у детей вопрос был,есть и всегда будет актуальным. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и неопознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование это особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний» претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и

я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Актуальность данной работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, программы гласит: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)

Актуальность темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Тема детского экспериментирования актуальна : так как у детей уже с младшего возраста возникает потребность в экспериментировании. Развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность

Развивать у детей познавательные способности; развивать мышление,речь

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов

В течение 3 лет своей педагогической деятельности я занимаюсь организацией исследовательской и опытно - экспериментальной деятельностью с детьми.

Экспериментирование как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса и является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности.

В детском саду в группе для детей создан уголок для экспериментирования, где имеются различные коллекции камней,ракушек, тканей,коллекция бумаги, материалы необходимые для проведения экспериментов различной направленности.

Мини - лаборатория, оборудована всем необходимым материалом

1. приборы помощники (увеличительные стекла, песочные часы,, магнит)

2. разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора) 6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

-Создана картотеку опытов и экспериментов. - картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности.

-Разработаны технологические карты (схематично изображенная

последовательность проведения опытов, благодаря картам дети могут

самостоятельно выполнять опыты.)Использовала листы наблюдений

В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности : наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

- По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке и т. д.

- По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

На занятиях сама непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовку к проведению экспериментов я начинаю с определения текущих дидактических задач, затем мы с детьми выбираем объект, соответствующий требованиям. Знакомлю с ним практике. заранее и на Одновременно ребенок осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю их к обсуждению методики и хода эксперимента.

Конечный результат заранее не предсказываю, так как у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не требую от детей идеальной тишины : работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Постоянно стимулируя детское любопытство, стараюсь быть готовой к вопросам детей, не сообщаю готовые знания, а помогаю ответ на вопрос ребенка получить самостоятельно, поставив небольшой опыт. Проверяем совместно все предложения детей, позволяю им на практике убедиться в правильности или не правильности своих предположений.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов стимулирую развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. с детьми в тетрадях фиксируем (зарисовываем) результат опыта или эксперимента, при этом формулируем выводы

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы

Примерный алгоритм организации детского -экспериментирования 1. постановка проблемы, которую необходимо решить.

2. Выдвижение гипотезы (поиск возможных путей решения).

3. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

4. Проверка гипотез

5. Анализ полученного результата.

6. Фиксирование наблюдений

7. Обсуждение результатов и формулировка выводов

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном

Так дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать, пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует к их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно

. Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности побуждает детей к творческой активности, стимулирует речевые высказывания, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, я сделала вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.

Совместная работа моя, как воспитателя и семьи является одним из условий успешного обучения детей, Родители, помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», В группе имеется информационный уголок для родителей. В нем они могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», : «Проведение опытов дома», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой». Для закрепления материала занятий родителям предлагаю дома проделать простейшие опыты с водой, воздухом, ответить на вопросы, например: где можно найти воду дома, для чего нужна вода и почему её нужно беречь или можно ли обойтись без воздуха? Многие родители помогают, выполняют задания с детьми дома. Совместно фиксируют результаты в виде рисунков, и дети с гордостью рассказывают о проведённом дома эксперименте. То есть такое сотрудничество помогает мне вносить в процесс обучения детей через экспериментирование особую положительную эмоциональную окраску.

Кроме уголка природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, создан,комнатный «Весёлый огород», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения, оборудован уголок экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов, собраны коллекция камней; коллекция ракушек.

Дети с огромным удовольствием проводят эксперименты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Проводятся более углубленные эксперименты с водой, в результате которых уточняются знания детей о свойствах воды (без запаха, цвета, принимает форму сосуда, превращается в лед и пар, при таянии лед и снег превращаются в воду). Формируется понятие о значении воды в жизни человека и растений, о бережном отношении к воде. Рассказываем о работе людей по очистке водоемов и рек, проводим эксперименты по очистке воды. Экспериментируя с водой, вместе сдетьми определяем плавучесть предметов

В процессе элементарных опытов показываю, что растениям нужен свет тепло и воздух. На примере цветка мы экспериментируем со светом (падает больше или меньше света, растение поворачивается к свету). В ходе эксперимента выявляем необходимые условия для проращивания семян, выращивания растений (вода, воздух, свет, тепло).

Опыты с воздухом. С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна.

Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями. Берём блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую-нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом.

Зимой знакомлю детей со свойствами снега (лепим колобки из сухого и влажного снега). В помещении рассматриваем вместе с детьми снег его свойства что от тепла он таит но вода все равно холодная

.Проведение экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках:рассматривание снежинок через увеличительное стекло;рассматривание сосулек;рисование на снегу цветной водой;,изготовление цветных льдинок ;сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок (летом);

Данные опыты просты, доступны, безопасны.

Моя работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на достижение конкретных целевых ориентиров: ребенок овладевает основными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу, любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно следственными связями, пытается придумать объяснения явлениям природы. В результате - склонен наблюдать и экспериментировать. В это же время он учиться соблюдать правила безопасности, проявлять ответственность за начатое дело. И уже в дошкольном возрасте, продолжая работу по развитию познавательной активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую деятельность, готовлю детей к следующему этапу в их жизни – обучению в школе. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго

Итог : Диагностируя детей по некоторым вопросам образовательного процесса я пришла к выводу, что такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми прочных знаний и умений. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я развиваю у детей изобретательность и творческую активность.

Перспективу развития своего опыта вижу в : - продолжении работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности; – применении в работе новых методов и приемов, технологий (расширить использование ИКТ); - усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом возрастными особенностями детей ;- активизации участия родителей в развитии познавательной активности детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 20:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД