Лучший педагог года

Методика «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»

Марьясова Екатерина Вадимовна
Методика «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»

Рассматриваемая методика разработана на основе диагностической методики изучения коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР, включающая в себя стандартизирован­ное наблюдение за детьми и их родителями в пяти различ­ных ситуациях, каждая из которых требовала от них реше­ния особого рода речевых и коммуникативных задач.

Только в различных ситуациях можно сравнительно пол­но и точно зафиксировать характерные особенности комму­никативной деятельности и речевого поведения каждого ре­бенка и каждого родителя. Именно поэтому содержание экс­перимента не изменилось (пять основных коммуникативных ситуаций, в условиях которых и приходилось действовать детям и родителям).

Публикация «Методика „Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР“» размещена в разделах

Анализ результатов исследования по методике «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»

***

По данной методике было обследовано 30 детей раннего возраста, 15 детей воспитанников массового детского сада и соответственно 15 с ЗРР ребёнка, из посещающих ДОУ комбинированного вида.

Данная модифицированная методика дала возможность оценить уровень особенностей развития ситуативно-деловой формы общения, а именно основной объект внимания ребёнка в первые минуты, характер активности по отношению к объекту внимания, поведение по инструкции

взрослого, инициативность в общении со взрослым, эмоциональность сопровождения обращения к взрослому, характер речевых проявлений.

В результате обследования, всех детей по уровню развития ситуативно-делового общения (его характеризующих) можно было разделить на 2 группы:

Первая группа, в неё вошли дети которые легко вступали в контакт со взрослым, активны по отношению к объекту (ориентировались на оба объекта, инструкции взрослого выполняли до конца и без помощи, инициативны в обращении со взрослым, характер обращений преимущественно деловые, в основном использование речевых средств общения, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие со взрослым. Выявление разнообразия реакций его ответ­ного поведения, наличия инициативных действий, направ­ленных на привлечение взрослых и организацию совместной с ними деятельности внимания.

1) Оценка общей кар­тины ситуативно-делового взаимодействия ребёнка со взрослым – средний балл 9, т. е. в основном деловые контакты, преимущественное использование речевых средств общения.

Вторую группу – составили дети, которые вообще отказывались или уклонялись от выполнения действий по инструкции, либо выполняли не до конца. Не могли ориентироваться на оба выделяемых объекта и переключаться с одного на другой. Это дети, которые составляют основную группу исследуемых детей.

Анализ полученных данных показал следующие результаты:

1) Выявление разнообразия реакций его ответ­ного поведения, наличия инициативных действий, направ­ленных на привлечение взрослых и организацию совместной с ними деятельности внимания - продолжительное налаживание контакта ребёнка со взрослым, отсутствие обратной связи при взаимоотношении, незначительная инициативность действий.

2) Изучение специфики коммуника­тивной деятельности ребенка :

уровень субъективной активности, уровень развития ком­муникативных навыков (ожидали помощи или отказывались от неё, уровень развития речевой активности (преимущественное использование не речевых средств общения) - средний уровень.

3) Общая кар­тина коммуникативного взаимодействия ребёнка со взрослым – средний уровень, в основном деловые и голосовые контакты, однако инициативу к такому взаимодействию проявлял взрослый.

Многоуровневый анализ полученных данных позволил сделать заключение, что общение детей с ЗРР в процессе совместной деятельности со взрослым несколько отличается от общения нормально развивающихся сверстников. Но необходимо заметить, что в отдельных случаях дети с ЗРР оценивались высоким уровнем сформированности ситуативно-личностного развития. Некоторые нормально развивающиеся дети, напротив показывали средний уровень, приближенный даже к низкому.

Особую актуальность эта проблема приобретает в развитии проблемного ребёнка. Речевое недоразвитие является препятствием для общения со сверстниками, для развития правильных взаимоотношений с окружающими. Это создаёт неблагоприятные условия для развития ребёнка, «усиливает, питает дефект»(Л. Выготский). Что ещё раз подчеркивает важность и актуальность вопроса о изучении развития и формирования общения у детей с ЗРР.

Проведённый анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ори­ентироваться в ситуации.

Таким образом, изучив ситуативно-деловое общение у детей с ЗРР в раннем возрасте, мы достигли цели исследования – теоретически обосновать и диагностически выявить особенности развития ситуативно-делового общения и у речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. А также решены поставленные задачи:

1. Выявить особенности психического развития у детей раннего возраста с ЗРР

2. Изучить теоретический аспект онтогенеза и речевого развития

3. Диагностически изучить особенности общения и речи

4. Определить, как задержка речи отражается на особенностях общения.

В результате, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотизу о том, что задержка в речевом развитии у детей раннего возраста обуславливает особенности общения, уровень ЗРР обуславливает специфику ситуативно-делового общения, длительное сохранение ситуативно-делового вида общения негативно сказывается на развитие психики в целом.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. - М. ,1991.

2. Белинская Е. П, Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности., М. ,2001.

3. Белякова Л. И., Гаркуша К. Ф., Устава О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М. ,1991.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. - М. ,1995.

5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб. ,2004.

6. Выготский Л. С. Собр. соч. , : в 6 т. - М., 1982.

7. Грибова О. Е. Что делать если ребёнок не говорит. – М., 2004.

8. Дадидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребёнок не говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М., 2003.

9. Детская практическая психология /Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2004.

10. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение. – М. ,2005.

11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екаткринбург., 2000.

12. Жулина Е. В. Коррекция задержки речевого развития в период кризиса трёх лет средствами малых фольклорных форм / дис. … канд. Психол. н. - Н. Новгород, 2000.

13. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольни­ков, 1974.

14. Игнатьева С. И., Блинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии – М. ,-2004.

15. Калягин В. А., Овчинников Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб., 2004.

16. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. - Л., 1979.

17. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2003.

18. Корницкая С. В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста со взрослым // Вопросы психологии., 1973. - №4.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях детского сада с нарушением речи /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. ,2002.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по коммуникативной деятельности «Милая мамочка моя»Конспект интегрированного занятия по коммуникативной деятельности «Милая мамочка моя» Конспект интегрированного занятия по коммуникативной деятельности «Милая мамочка моя» Цели: учить детей отвечать на вопросы; развивать навыки.

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Конспект коммуникативной деятельности (развиваем речь детей) «Идём в гости на птичий двор» средняя группа Задачи: • учить детей составлять описательный рассказ об игрушке • уточнить представление детей о домашних птицах • воспитывать.

Конспект НОД по коммуникативной деятельности Тема: «Мы идем Весну искать» Образовательная область: Коммуникация (интегрирует с образовательными областями познание, музыка, физическая культура, чтение, труд) Цель:.

Конспект НОД по коммуникативной деятельности в старшей группе к Дню 8 марта! Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация, художественное творчество. Задачи: расширять знания детей о.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в подготовительной группе «Весеннее настроение» Тема: "Весеннее настроение" Цель: Составление рассказа на заданную тему. Задачи: -Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в подготовительной группе Тема: Сочинение сказки на заданную тему. Путешествие по сказкам. Цель: Развивать связную речь. Задачи: - Формировать умение придумывать.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе «Я расскажу сказку» Цель:Продолжить работу по освоению детьми действий замещения, развивать умение выбирать заместителей по заданным признакам (цвет, форма,.

Научно-теоретические основы изучения коммуникативной деятельности Научно-теоретические основы изучения коммуникативной деятельности Ляцкая Наталья Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №17 Василеостровского.

Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»
Опубликовано: 9 июля 2015 в 11:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД