МААМ-картинки

Методика работы по логопедической и фонетической ритмике

Татьяна Архипова
Методика работы по логопедической и фонетической ритмике

Методика работы по логопедической и фонетической ритмике

Процесс восприятия песенного репертуара детьми со специальными потребностями включает в себя специфические задачи обучения выразительному исполнению песенного многообразия, которые помогают развить у ребенка положительные эмоции (удовольствие, радость, восхищение и т. д., ибо у таких детей слабо развито эмоциональное восприятие окружающего мира, в том числе и музыкального искусства. А эмоции, как известно, выполняют в жизни ребенка регулирующую и охранную функции; способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей; побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; являются общим показателем состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Публикация «Методика работы по логопедической и фонетической ритмике» размещена в разделах

Специальная коррекционная педагогика рассматривает музыкальное воспитание как один из видов эстетического воспитания и обучения детей, имеющих специальные потребности. Через эмоциональное восприятие музыкального материала дети приобретают навыки слушания музыкальных произведений различных жанров и направлений, умения для исполнительской деятельности.

Каждый педагог музыкального образования (учитель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, конечно, задумывается о том, как помочь ребенку раскрыться эмоционально (адаптация в социум, какие задачи взять за основу, чтобы восприятие музыки ребенком было радостным, душевным, осознанно ориентированным на красоту музыкального искусства, связанным с живыми, яркими впечатлениями.

Имея многолетний опыт работы в центре (14 лет) с детьми, не перестаю удивляться: они всегда разные, непредсказуемые. Каждый день общения с ребятами разного возраста (от 3 лет до 8 лет) приносит много радостных моментов, но есть и некоторые сомнения в правильности тактики и стратегии развития эмоций. Невозможно ограничиваться штампами, планировать наперед, требовать освоения навыка или умения в конкретно обозначенные сроки.

Наблюдая за поведением детей в условиях общения с музыкой, пришла к выводу, что необходимо сконцентрировать внимание на задачах, которые конкретно помогли бы разрешить проблемы в восприятии музыки. Итак, задачи:

1. Развитие эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимика, пантомима, жестикуляция) и вербальных (слова, звуки, фразы, формирование основ выразительности внешних эмоциональных проявлений, использование эмоционально-экспрессивных игр: воплощение различных ситуаций из жизни (по текстам песенного репертуара, передача эмоциональных состояний сказочных персонажей (песенки героев музыкальных сказок и инсценировок).

(младший дошкольный возраст)

2. Совершенствовать опыт внешнего оформ-ления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений при пении, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых.

(старший дошкольный возраст)

3. Подвести к мысли, что от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми («День матери», «День пожилого человека» - концертные программы). Воспитание устойчивой потребности эмоционального выражения «Я среди других» посредством выразительного общения в музыкальном содружестве (кружки вокального и сольного пения, хоровые студии).

(начальное звено школы)

Сравнительная характеристика прошлого опыта выявила некоторую закономерность во взаимодействии всех специалистов Центра. Логопед занимается коррекцией нарушений речи. Речевые расстройства, как известно, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, значит в работу включается дефектолог. А педагог музыкального образования обеспечивает эмоциональный характер обучения.

Наиболее распространенными расстройствами у детей являются дефекты звукопроизношения (с чем сталкивается учитель музыки при обучении пению, нарушения речи. И как следствие – отсутствие опыта внешних проявлений эмоций (неуверенность, зажатость, бедность жестикуляций, неспособность проявить эти компоненты эмоциональной экспрессии. Педагогу – музыканту необходимо владеть методикой логоритмической ритмики для того, чтобы не идти вразрез целенаправленной работе по коррекции нарушений звукопроизношения и речи, которой занимается логопед, а помочь ребенку совершенствовать полученные навыки и умения в освоении песенного музыкального искусства.

При таком педагогическом взаимодействии ребенок утверждается как эмоциональная личность: «Я – среди других» приобретает «Я – самостоятельность», «Я умею», «Я могу», «Вот я какой хороший». Жизнь ребенка становится более яркой, эмоциональной, ему не страшно быть среди других, оценивать свое «Я» в социуме. Ведь он не только выразительно исполняет песни, он умеет рассказывать (петь) содержание, сюжет песни, выражать естественным жестом и мимикой движения свое душевное отношение к зернышку, на котором покоится поэтический текст той или иной песни.

Одним из труднейших разделов работы с детьми, имеющими специальные потребности, является формирование словесной речи в ее устной форме. И здесь педагог – музыкант сталкивается с проблемами профессионального характера, и поможет ему решить их знание методики, методов и приемов фонетической ритмики – системы взаимодействия двигательных упражнений в сочетании с произношением. Если сравнивать методику обучения выразительному пению в музыкальном образовании и методику обучения фонетической ритмике (ее 1 части, то налицо много общего. Обе методики предполагают формирование и нормализацию речевого (певческого) дыхания и связанной с ним слитной речью (в пении – организация кантимны); воспроизведение речевого (песенного) материала в заданном темпе (темпо-ритмическая сторона речи); умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами (мелодико-интонационная сторона речи (вокала, тембровая окраска).

Таким образом, можно констатировать как назревшую педагогическую проблему необходимость взаимодействия методов и приемов работы с логопедической и фонетической ритмикой в музыкальном воспитании и обучении детей со специальными потребностями. Необходима профессиональная переподготовка педагога музыки с целью овладения методиками логоритмики и фонетической ритмики, методами и приемами, позволяющими вести работу при активном взаимодействии со специалистами – логопедами и дефектологами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье»Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье» Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых.

Фотоотчет «Красота и грация». Кружок по ритмике «Ритмическая мозаика»Фотоотчет «Красота и грация». Кружок по ритмике «Ритмическая мозаика» " Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность, природу, мир человеческих чувств, историю, будущее.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Программа по ритмике «Маленькие звездочки» 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Ритмика это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по логопедической и фонетической ритмике
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 15:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД