Ольга Степанюгина
Методы формирования выразительности речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В методике развития выразительности речи выделяют несколько групп методов.
Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диа-фильмов.
Публикация «Методы формирования выразительности речи у старших дошкольников» размещена в разделах
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
В детском саду применяются словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения,предусмотренные программой.
В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и т. д.).
Практические методы. Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядyые игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см, что обеспеxивает действия с ними как с партyерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
1. Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. : Просве-щение, 2001. – 126 с.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Методическое пособие. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006. – 136 с.
5. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М. : ТЦ Сфера, 2013 – 132 с.
6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. : АПН РСФСР, 2002. – 156 с.