Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного

Ольга Дигина
Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного

«Ведь от того, как заложены элементарные

математические представления в значительной

мере зависит дальнейший путь

математического развития, успешность

продвижения ребёнка в этой области знаний»

Л. А. Венгер

Введение.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.

В процессе ФЭМП у детей я использую разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методов я учитываю ряд факторов:

1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения;

2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей;

3. Наличие необходимых дидактических средств.

Практический метод обучения

На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).

Практический метод подкрепляется приемами:

• Упражнения в виде заданий.

Упражнения выполняются каждым ребёнком на карточке, перфокарте, что позволяет проводить индивидуальную работу.

-Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?

-Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?

-Закончи рисунок по заданным фигурам.

-Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы.

• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игра малой подвижности «Кочки», игра «Математический паровозик»).

• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).

Словесные методы обучения

Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

На занятиях по математике применяются следующие приёмы:

• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.

• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»

• Вопросы (в младшем возрасте — прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем возрасте — в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)

• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.

• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядный метод обучения

На занятиях по математике широко используются:

• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет, «Что перепутал художник?»;

• Иллюстрации с изображением времени суток;

• Ситуации для составления задач;

• Циферблат часов;

• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;

• Показ видеофильмов, ИКТ.

Игровой метод обучения

Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.

Метод подкрепляется приемами:

• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).

• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.

• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»

3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»

4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.

5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их.

Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Моделирование

Моделирование — наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Виды моделей:

Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построекФ.

Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков (схемы и таблицы с блоками Дьёнеша, схемы плоскостного конструирования из палочек Кюизенера).

Задания повышенной сложности

• Зрительные диктанты;

• Слуховые диктанты;

• Задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;

• Задания на развитие мелкой мускулатуры рук;

• Игры с элементами ТРИЗ;

• Игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера.

Вывод:

Использование разнообразных методов и приёмов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Космические гости» Цель: Формирование математических представлений через решение проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста Дошкольникам должны быть отведены важные места в математике. Это объясняется, в частности, тем, что в наше время повышенная степень ребенка.

Литературный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений СТИХИ. 1 Это - цифра единица, Первой быть она стремится. Всех прямее и ровней, Остальные все - за ней. В правый верхний уголок Карандаш.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного
Опубликовано: 12 июня 2019 в 16:41
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

Дидактическая игра «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...
Проект «Мини-огород на участке»
Проект: долгосрочный. Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность: 2 месяца. ( Май, июнь) Участники проекта: дети групп «Кораблики",...
Рождественский настольный театр, связаный крючком
Cтавить в доме под Рождество вертеп - прекрасная старинная традиция. Что же представляет собой вертеп? Вертеп переводится со старославянского — как пещера....