Елена Рогожина
Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ж]. Буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить детей с твердыми согласными звуками «Ж» (звонким). Познакомить с печатным написанием букв «Ж».
Учить читать слова и стихотворения. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить детей с тем, что у звука «Ж» нет мягкой пары. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 31) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.
Публикация «Модель занятия по обучению грамоте „Звук [Ж], Буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.
Ход
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
- Сядут те дети, кто назовет слово состоящее из одного слога (из 2.3 слогов)
- Пришла ещё одна буква Ж, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ж и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе ЖЖЖ. Скажите, при произнесении звука Ж встречается ли преграда?
- А если встречается преграда, значит звук какой?
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Ж среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ж). Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «Ж» гласная или согласная?
- Правильно Согласная, каким цветом ее домик? (Синий)
-Ребята, у звука Ж всегда твердый, у нее нет мягкой пары.
Игра «Слоговые домики»
Показать детям букву «Ж» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Буква «Ж» совсем как жук –
Много ног и много рук.
-Напишите букву Ж в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике.
Физминутка «Жук»
На лужайке, на ромашке,
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Выставляю лист 31.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Котляр
Не знали медвежата, И давай с ежатами
Что колются ежата, Играть, как с медвежатами.
- Назовите слова из стихотворения, в которых есть буква «Ж». (Медвежата - медвежатами, ежата - ежатами.)
Объяснить детям, что у твердых звука «Ж» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим цветом.
Работа в тетради Чтение слов. Фонетический разбор
- Что изображено на картинке (Лыжи)
- Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.
- Какой первый звук в слове? (Л)
- Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.
- Какой первый
Л – согласный, твердый, звонкий
Ы – гласный, ударный
Ж-согласный, твердый, звонкий
И-гласный.
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?