Светлана Смирнова
Партнерство педагога и родителей в развитии у дошкольников интереса и потребности в чтении
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД. Здравствуйте. Меня зовут Смирнова Светлана Васильевна. Я работаю воспитателем в детском саду № 7. Тема моего выступления «Партнерство педагога и родителей в развитии у дошкольников интереса и потребности в чтении».
2 СЛАЙД.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста.
Публикация «Партнерство педагога и родителей в развитии у дошкольников интереса и потребности в чтении» размещена в разделах
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы.
В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
3 СЛАЙД.
Современным родителям приходится нелегко в приобщении своих детей к художественной литературе из-за нехватки времени, занятости, поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образования – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Термин «взаимодействие» (по мнению Т. А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу.
4 СЛАЙД. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей и для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие в приобщении ребенка к литературе.
Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
5 СЛАЙД. Совместное чтение родителей с ребенком, способствует установлению эмоционального контакта между ребенком и взрослым, и поддерживает традицию семейного чтения. В ходе знакомства с тем или иным произведением художественной литературы ребенок учится слушать и воспринимать содержание прочитанного. На наглядном примере родителей ребенок учится любить и беречь книги.
Родители могут получить в детском саду рекомендации педагога для решения проблемы детского чтения. Воспитатель всегда даст совет: как заинтересовать ребенка в чтении книг, как выбрать интересную книгу в данном возрасте.
6,7 СЛАЙД. Пробуждение интереса к книге происходит в самом раннем возрасте. Родители и педагоги должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества не будет высокого результата, но ведущую роль должна играть семья.
Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую взрослыми модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают. Также совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей, а задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.
8 СЛАЙД. Педагог предварительно может дать советы родителям, как перед чтением книги организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместиться на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу.
9 СЛАЙД. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры.
10 СЛАЙД. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания).
11 СЛАЙД. Также родителям необходимо знать, как проходит работа, посвященная знакомству детей с новыми произведениями литературы, которая требует от взрослого предварительной подготовки. Она происходит в три этапа.
12,13,14 СЛАЙД. На первом этапе педагогу или родителям необходимо организовать небольшую беседу с детьми, которая подготовит их к предстоящей встрече с произведением, вызовет интерес к нему, нужно объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений, рассмотреть иллюстрации.
15,16 СЛАЙД. Подготовив детей к восприятию, взрослый выразительно читает текст. Эта часть очень важна и ответственна - здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.
Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям, героям. Задача педагога и родителей – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.
17,18,19,20 СЛАЙД. Повторить и закрепить уже знакомый детям текст можно в ходе инсценировки определенной сказки или в ходе театрализованной деятельности. Для театрализованной деятельности можно привлекать и родителей.
21,22 СЛАЙД. С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. Если книга порвалась, то мама или папа могут предложить ребенку «полечить» ее и вместе ее отремонтировать.
23 СЛАЙД. На родительских собраниях мы обсуждаем интересующие родителей вопросы, даем им определенные рекомендации по подбору художественной литературы, соответствующей возрасту их детей.
24 СЛАЙД. Частое чтение детям с раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями, способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
25,26 СЛАЙД. Родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы. Родителям предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родители могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, необходимо поощрять приход родителей.
27 СЛАЙД. Достижение высокого качества в развитии у дошкольников интереса и потребности в чтении, удовлетворение интересов и родителей, и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии партнёрского взаимодействия ДОО и родителей.
28 СЛАЙД. Спасибо за внимание!