Мотивация к деятельности в команде

Светлана Герасимова
Мотивация к деятельности в команде

Цель: обеспечить необходимыми знаниями для способности формирования мотивации к совместной деятельности у детей пребывающих в пионерском лагере.

Задачи:

1)Образовательные:

а) Формирование понятия мотивации и ее составляющих

б) Знакомство со спецификой совместной деятельности

в) Посветить в некоторые методы мотивирования к совместной деятельности

г) Практически ознакомиться с играми, формирующими мотивацию к совместной деятельности

2)Развивающие:

а) Развитие аналитического мышления

б) формирование психологических умений и навыков

в) Повышение эффективности работы с детьми

Раздаточный материал: программа семинара, брошюра с примерами ролевых игр на формирование мотивации достижения успеха при работе в команде, маркеры, листы бумаги, ручки или карандаши.

Демонстрационный материал: слайды с изображением пирамиды потребностей Маслоу, упрощенной модели мотивации поведения, перечислением признаков совместной деятельности, список наиболее значимых ролей в команде.

Программа семинара

Лекционный материал

Тема:

Мотивация к деятельности в команде

План:

1) механизм формирования мотивации

2) команда как группа осуществляющая совместную деятельность на основе положительной мотивации

3) специфика совместной деятельности

4) методы мотивирования к совместной деятельности.

60 мин.

Перерыв

20 мин.

Практическая часть

Игра «Имя команды»

50 мин.

Сценарий семинара

1) Вводная часть (7 мин.)

а) Озвучивание темы семинара, посвящение в краткий план предстоящей работы.

Тема: мотивация к деятельности в команде

План работы:Сегодня на семинаре мы с вами рассмотрим: механизм формирования мотивации, команду как группа осуществляющую совместную деятельность на основе положительной мотивации, специфику совместной деятельности и методы мотивирования к совместной деятельности.

.б) Актуальность проблемы

В современном мире руководители многих организаций осознают необходимость применения знаний психологической науки для наиболее эффективного управления. Вожатые в пионерских лагерях так же являются руководителями, только детского коллектива, поэтому некоторые знания психологии могут помочь в организации работы с детьми. Необходимость изучения мотивации совершенно естественна, ведь любая деятельность окажется малоэффективной или вообще не эффективной, если у ребенка не будет заинтересованности в ее реализации. Мотивация побуждает к активности и влияет на формирование цели и путей ее достижения.Она включает две стороны: во-первых, активизирует в деятельности все потребности личности, во-вторых, помогает оценить реальный вклад каждого в общем итоге деятельности. Эффективность деятельности и положительная мотивация находятся в прямой зависимости друг от друга. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

2)Основная лекционная часть (50 мин.)

а) Механизм формирования мотивации

В самом начале необходимо раскрыть понятие мотивации. У каждого человека есть потребности, которые пробуждают в нем состояние устремленности удовлетворить их.

Побуждение - это состояние недостатка в чем либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели (цель в данном случае - это удовлетворение потребности). Стремление (побуждение) удовлетворить потребность служит мотивом к действию. В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов.

В психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем взаимодействует в процессе деятельности данный человек.

К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание заниматься в данной области деятельности.

Предлагаю вам рассмотреть модель мотивации поведения отражающая этапы ее формирования.

Упрощенная модель мотивации поведения

Поскольку потребности являются отправным моментом в формирования мотивации их необходимо учитывать при планировании работы с детьми. Мы рассмотрим наиболее популярную классификацию потребностей предложенную Абрахамом Маслоу.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Удовлетворение вторичных потребностей (принадлежности к какой-либо группе, потребности в любви, уважении и самовыражении) невозможно без удовлетворения первичных потребностей, особенно у детей, так как у них способность саморегуляции развита гораздо слабее нежели у взрослых. После удовлетворения первичных потребностей возникают потребности высших уровней - вторичные.

Так же требует разъяснения этап мотивации – выработка цели.

Можно выделить следующие признаки мотивирующей цели:

1. Важность целей, их соотношение с ценностями человека.

2. Ясность целей, их чёткость и конкретное описание.

3. Ясность сроков достижения цели

4. Осознание выгоды

5. Необходимость достижения цели

б) Команда как группа осуществляющая совместную деятельность на основе положительной мотивации.

В пионерских лагерях командная работа является обязательной, поэтому необходимо остановиться на описании ее особенностей. Команда — это не группа людей, которой можно командовать. Команда — это группа людей, заинтересованных в достижении общего результата. Она ни в коей мере не подавляет индивидуальность отдельного ее члена. Наоборот, каждый занимает в команде место, со-ответствующее его способностям и возможностям, каждый ощущает себя значимым и незаменимым, а это, как известно, является важнейшим условием удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Сегодня «жизнь учит» человека работать в команде. Многочислен-ные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают на-личие команд спасателей. Как показали спортивные события, отсутствие «командного духа» приводит к поражению в игре. Энергия команды по-зволяет начинающим фирмам «вырываться вперед», занимая достойное место на рынке.

Можно выделить шесть ключевых принципов организации командной формы работ влияющих на положительную мотивацию:

1. Принцип коллективного исполнения работы — каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию руководителя (хотя последнее не исключается и в рамках команды).

2. Принцип коллективной ответственности — вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.

3. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный ре-зультат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.

4. Принцип автономного самоуправления команды.

5. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.

6. Принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды: в состав ее может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности.

Для успешного функционирования команды важны все люди и все роли, которые они выполняют. Вы, вероятно, сталкивались в жизни с такой ситуацией, когда в коллективе нет человека, способного взять на себя ответственность за принятие решения и стать лидером, или когда все предлагают хорошие идеи, но нет человека-организатора, который смог бы претворить эти идеи в жизнь. При формировании команды необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, возможности принятия им определенной роли.

Выделим наиболее значимые роли:

• лидер;

• организатор (администратор);

• генератор идей;

• критик;

• эксперт;

• исполнитель («рабочая лошадка»);

• неформальный лидер;

• шутник («душа компании»).

в) Специфика совместной деятельности

Эффект команды, ее общественное признание приходит после длительной совместной работы и реально достигнутых успехов.

1) Наличие общих целей для разных включенных в деятельность участников (неоходимость достижения таких целей, которые не доступны отдельному человеку или доступны ему лишь частично).

2) Участники совместной деятельности кроме индивидуальных мотивов должны иметь побуждение работать вместе (единые цели и общая мотивация, есть исходные условия для формирования из отдельных участников коллективного субъекта)

3) Необходимость разделения единого процесса достижения определенной общей цели (отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций и их распределение между участниками этого процесса).

4) Совместная деятельность осуществляется в условиях различной тесноты связей людей друг с другом.

5) Согласование, координирование, распределение и объединение индивидуальных деятельностей (строгая последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой учитывающей деятельность каждого участника).

6) Необходимость в управлении.

7) Наличие единого конечного результата общего для участников совместной деятельности.

8) Единое пространственно-временное функционирование.

г) Методы мотивирования к совместной деятельности

.

На что же в деятельности человека оказывает воздействие мотивация?Это:

— усилия;

— старания;

— настойчивость;

— добросовестность;

— нацеленность.

Методы:

1) При формировании команды состоящей из детей необходимо учитывать желание ребенка, его интересы и потребности.

2) При разработке программы деятельности необходимо учитывать возрастные особенности и не ставить перед детьми невыполнимых задач.

3) Вожатый должен контролировать деятельность группы, не забывая при этом о принципе автономного самоуправления.

4) Объяснить детям о важности взаимопомощи в работе и что именно в этом плане они имеют возможность проявить себя.

5) Формирование положительного отношения при работе в команде. Можно разъяснить преимущества совместной работы. Но главным образом положительное отношение у детей возникает именно в игре.

Перерыв (20 мин.)

3) Практическая часть (40 мин.)

В ваших методичках есть несколько примеров игр на формирование мотивации совместной деятельности, давайте попробуем провести одну из них в рамках нашего семинара.

1. Игра «Имя команды»

Цели:

- отрабатывать навыки работы в команде, командное взаимодействие

- выявить роли участников команды

- сплочение команды

- мотивация участников к совместной работе.

Время: 40 минут

Инструментарий:

- или доска

- маркеры

- листы бумаги

- ручки или карандаши

Проведение игры:

А)Ведущий просит участников разбиться на тройки и дает следующую инструкцию: «Пожалуйста, первое, напишите и обсудите три признака, которые характеризуют вашу команду (в целом);второе: придумайте название своей команде. Время на выполнение 10 минут.

Б) Группа делится пополам и дается та же инструкция. Время на выполнение 15 минут.

Результаты работы обеих больших групп пишутся на доске. Лидеры (представители) каждой из больших групп представляют свой вариант названия и три главных признака, аргументируя свой вариант.

В) После этого происходит обсуждение вариантов всей группой и принимается какой-то представленный вариант, либо придумывается новое название группы и три ее признака.

4) Заключительная часть (5-15 мин.)

а) Обсуждения результатов

б) Выяснение, есть ли вопросы

в) Напутствия на дальнейшую успешную деятельность.

Содержание брошюры с играми, мотивирующими на совместную деятельность

2. Игра-разминка «Узнаем друг друга лучше!»

Цели:

- продолжить знакомство участников друг с другом

- помочь снять напряжение

- мотивировать участников к совместной работе

Время: 30 минут

Инструментарий:

- листы бумаги

- ручки или карандаши для участников.

Проведение игры:

Тренер просит участников разбиться на пары и взять друг у друга интервью, задавая вопросы о том, что интервьюируемому особенно интересно, что нравится, может быть, о его самых больших достижениях, хобби и т. п.

Время на интервью 5 минут. После окончания интервью каждый человек из пары представляет своего партнера (рассказывает о нем)всей группе по следующей формуле: «Все знают, что Андрей, но никто не знает, что он…»

3. Игра «Имя команды»

Цели:

- отрабатывать навыки работы в команде, командное взаимодействие

- выявить роли участников команды

- сплочение команды

- мотивация участников к совместной работе.

Время: 40 минут

Инструментарий:

- флипчарт или доска

- маркеры

- листы бумаги

- ручки или карандаши

Проведение игры:

А)Тренер просит участников разбиться на тройки и дает следующую инструкцию: «Пожалуйста, первое, напишите и обсудите три признака, которые характеризуют вашу команду (в целом);второе: придумайте название своей команде. Время на выполнение 10 минут.

Б)Группа делится пополам и дается та же инструкция. Время на выполнение 15 минут.

Результаты работы обеих больших групп пишутся на флипчарте. Лидеры (представители) каждой из больших групп представляют свой вариант названия и три главных признака, аргументируя свой вариант.

В) После этого происходит обсуждение вариантов всей группой и принимается какой-то представленный вариант, либо придумывается новое название группы и три ее признака.

4. Игра «Енотов круг»

Тренер обращается к команде: «Закон джунглей»гласит: «Каждый сам за себя». Сегодня этот закон действителен не только для героев сказки Р. Киплинга, он оправдывает жесткость, агрессивность, ощущения одиночества и отчуждения. Все связано с огромным психологическим напряжением и энергозатратами. Подумать только, сколько человек тратит жизненных сил на возведен «защитных барьеров», тогда как может расходовать их на творчество!

Что порождает «защитные барьеры» недоверия? Страх. Человек боится, что его обманут, предадут, узнают секреты, воспользуются и и т. д. Поэтому активный идет в наступление первым, пассивный предпочитает «спрятаться» в безопасном месте или заручиться покровительством сильнейшего.

«Защитные барьеры» в повседневности крадут у человека радость жизни. В команде же «защитные барьеры» разрушают командный дух. Командный дух основан на доверии. Чтобы позволить себе доверять человеку, нужна смелость. «Доверять людям — важно, и Воин не страшится разочарований — ибо знает мощь своего меча и силу своей любви», — учит Пауло Коэльо.

Доверие не означает перекладывание ответственности на плечи того, кому доверяешь. Доверие основано на ощущении незримой связи, существующей между людьми, близкими по духу. Доверие базируется на принятии индивидуальности другого и понимании «неслучайности» совместных действий. Все эти идеи ложатся в основу игр и упражнений, а так же становятся темами обсуждений.

Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их объединяет.

Между людьми существуют невидимые связи, среди них есть бо-лее прочные и менее прочные.

Ощущение связи с другими позволяет пережить ценность Единства.

Цель: опыт переживания группового доверия.

Время: 15 минут.

Инструментарий: потребуется прочная корсажная лента длиной примерно 3,5 метра. Концы ленты крепко связываются друг с другом

Проведение игры:

Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг из корсажной ленты,говорит:

— Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее концы связаны у меня в руках — круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него обеими руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы вы держались за наш круг вытянутыми руками. Расслабьтесь, чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает нас. Мы можем настолько ему доверять, что даже закроем глаза. Держит? Конечно, ведь мы привели его в состояние равновесия! Вот чудо — благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается, доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому доверяют.

— Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одной рукой. Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто «связанными»? Вас это обременяет? Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? «Половинное доверие», как вы убедились, вызывает напряжение.

— Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад держась за него вытянутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Давайте запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки.

— Этот круг называют «енотовым», — продолжает ведущий, пока участников игры поддерживает круг. Зоологи заметили, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем вызывать его в себе всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!

Эту игру можно не обсуждать, достаточно того, что она дает опыт переживания группового доверия. Если на определенном этапе работы команды возникнут разногласия, конфликт, можно использовать эту игру в качестве приема нормализации взаимоотношений.

5. Игра «Невидимая связь»

Цели:

- ощутить причастность к общему делу;

- почувствовать единство команды.

Время: 15 минут

Инструментарий: моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении).

Проведение игры:

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такое предпринять?» — размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого игры и вкладывая ему в руки нить.

«Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувств; ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, пере.

давая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия

нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно

менялся и становился "узловатым". Но главное,у каждого появилась:

способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг. — Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Каков она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми».

— А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом.О таких ситуациях говорят: "он тянет одеяло на себя».

— Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал

это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею.В подобных ситуациях люди говорят: «посадил себе на шею».

— Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий, — собственно, многие люди посвящают этому целую

жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще

отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное нет.

— Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг. Потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды, как символ связи между ее членами.

Вопросы для обсуждения игры «Невидимая связь»:

- Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью,

подарком мудреца?

- Что было легко, что трудно, в этой игре?

- Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры «Невидимая связь»:

Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает

установить доверительные отношения в команде.

Комфортность взаимоотношений зависит от того,в каком состоя-нии находится нить: натянутом или свободном.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически прожи-вали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Конспект образовательной деятельности но здоровью с элементами изобразительной деятельности здоровьесберегающим технологиями МУНИЦЫПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА. Интегрированное музыкально - валеологическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В.

Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности в подготовительной.

Консультация «Мотивация в деятельности педагога» Мотивация в деятельности педагога. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и.

Мотивация для сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Мотивация как основа моделирования «точек роста» обучающихся начальных классов Основной задачей процесса обучения в начальной школе является развитие у детей социального механизма, помогающего успешной самореализации,.

Положение о команде Юных Помощников Инспекторов Движения в дошкольной образовательной организации 1. Общие положения 1.1 Команда юных помощников инспекторов движения (далее ЮПИД) – добровольное объединение воспитанников подготовительной.

Проект инновационной деятельности «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи» Содержание 1. Актуальность темы инновационного проекта 2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы 3. Научно-методологические.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Мотивация к деятельности в команде
Опубликовано: 13 июня 2017 в 19:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Развивающее пособие. Вязаный пальчиковый театр «Моя семья»
Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из задач раздела программы "Социально-коммуникативное развитие" является развитие умения дошкольников общаться со...
План-конспект НОД по аппликации с элементами рисования гуашью ватными палочками...
Задачи: Создание условий для воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим ( доброжелательность, отзывчивость. Способствовать формированию...
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Разговор о хороших манерах»
Интеграция образовательных областей : « Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие»....