Лучший педагог года

Развитие музыкально-сенсорных способностей

аноним
Развитие музыкально-сенсорных способностей

«Развитие музыкальносенсорных способностей»

1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей

Процесс познания ребенком объективного мира включает чувственное и рациональное начало. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и восприятий – предпосылка к более сложным процессам умственного, эстетического воспитания. В этом их большое воспитательное значение.

Публикация «Развитие музыкально-сенсорных способностей» размещена в разделах

Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс, оно является продуктом и умственного и эстетического воспитания. Этим сфера его расширяется, становится многосторонней. Ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных отношений.

Общественный опыт любой области человеческой деятельности располагает выработанными нормами. эталонами (например, в музыке – нотной системой, которые ребенок усваивает в виде определенных знаний в более старшем возрасте.

Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осязания и направлено на ознакомление детей с формой, цветом, пространством. Почти совсем не уделяется внимание развитию слуховых ощущений, лежащих в основе таких важных для художественной деятельности способностей, как музыкальный и фонематический слух. Система упражнений для развития звуковысотных различений, тщательно разработанная М. Монтессори, совершенно оторвана от музыкальной практики.

Музыкальное восприятие характеризуется цельностью, непосредственностью. Для чего же необходимо развитие восприятия отдельных свойств музыкальных звуков? В чем теоретический и практический смысл исследования?

В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки на слушателя.

Первый из этих принципов: музыка воздействует наилучшим образом в условиях одновременного совместного воздействия нескольких средств музыкальной выразительности (так называемый принцип множественного и концентрированного воздействия или принцип комплексного действия)

Второй принцип отражает требования экономии средств музыкальной выразительности и сводится к тому, что наиболее важные из них несут сразу несколько функций: выразительную, формообразующую, техническую и. т. д. (так называемый принцип совмещения функций или их пересечения)

Необходимо учесть также, что в музыкознании существует абсолютное и относительное понятие высоты, длительности звука и. т. д. Первое из них определяется законами акустики, мерами времени; второе – соотношением между звуками.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, не однородны, так как они должны быть адекватны столь же не однородному и многоплановому характеру музыкальных образов. Воспринимая их. ребенок встречается с большим разнообразием музыкальных средств и их сочетаний. В результате возникает динамика переживаний, появляются зачатки творчества. В основе музыкально – эстетического переживания лежит чувственная основа.

В музыкальном переживании трудно выделить его сенсорное зерно, так как по существу, оно все сенсорно, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах сенсорной и эстетической зоны можно говорить весьма условно.

Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы сенсорных процессов.

Первые из них характеризуются целостностью восприятия средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязей, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах сенсорных процессов.

Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков.

В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. В целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребенка нельзя упускать развитие восприятия их тембра и динамики звучания.

В структуру же музыкальных сенсорных способностей входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений.

Способ обследования музыкальных явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного значения ; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с приятными эталонами.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности, при которой можно обойтись без сенсорного опыта.

Сенсорные акты, сопутствующие музыкальным переживаниям, не однородны на каждом этапе их развития : наиболее простые – различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие музыкальных образов.

Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами

целенаправленного восприятия.

2. Музыкально – сенсорное воспитание детей

Задачи:

-формировать слуховое внимание детей;

-приучать их вслушиваться в разнообразные. гармоничные звуковые сочетания;

- улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;

- обучать способам обследования музыкального звучания;

- развивать музыкально – сенсорные способности.

Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.

Предполагается также наличие сенсорных способностей : вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики.

Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы и способности.

Так высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.

Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных, птиц.

Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы, направленные на выражение эмоционального содержания музыки, раскрывают перед детьми их выразительное значение.

Все эти отношения, звуковые сочетания выполняют выразительные функции.

Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует от детей:

- умение вслушиваться в музыкальное звучание;

- умение выделить то или иное свойство музыкальных звуков из общего их комплекса, услышать динамические, ритмические и другие изменения.

Усвоение способов вслушивания предполагает у детей наличие:

- умение сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков;

- умение относить явления, свойства звуков к тем или иным группировкам;

- умение находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики.

Усвоение способов координации восприятия и воспроизведения требует от детей:

- умение контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

- умение подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

В процессе обучения пению хорошо формируется звуковысотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Нельзя опускать сенсорные звенья в системе музыкального развития.

В процессе обучения пению меньше уделяется внимания развитию динамического и тембрового слуха. Тем ни менее дети должны пытаться слиться голосами при исполнении динамических оттенков и подравняться по тембру.

Ритмический слух успешно формируется при опоре на моторные ощущения. Маршировка, бег, хлопки очень хорошо моделируют простейшие ритмические рисунки.

Динамические нюансы музыкальных произведений естественно выражаются в движении. Начиная от таких простых, как внезапная смена громкого и тихого звучания, сопровождаемая аналогичной сменой динамики в хлопках, и кончая более сложными – усилением и ослаблением звучания музыки, выражаемого в движениях большей или меньшей амплитуды, их энергичностью, сменой участия в движении всего коллектива детей или небольшой его группы,- все это является хорошим материалом для развития динамического слуха на занятиях ритмикой.

А вот тембровые отношения могут быть связаны:

-может иметь место имитация игры на инструментах, и ребенок воссоздает в своем воображении их тембр;

- происходит смена характера движения в соответствии с игрой на настоящих музыкальных инструментах;

- шире могут быть использованы игровые приемы, направленные на решение задач различения тембров голосов детей, различных звукоподражаний.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, но этим не стоит ограничиваться. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.

3. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей.

Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. В процессе игр происходит ознакомление с этими эталонами, которые легко принимаются детьми, так как они основаны на имеющемся у них опыте. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально –дидактическая игра по своей структуре должна включать развитие игровых действий и отражать единство музыки и движения. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально – дидактических играх. весьма своеобразен.

Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и. т. д., но и игры с пением и движением.

Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий.

Обобщенно правила направлены на то, что все дети, правильно выполнившие задания, получают какое-то преимущество:

- входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка. или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?»);

- становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой»);

- выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр»);

- и наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.

В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей через нетрадиционные техники рисования в контексте ФГОС дошкольного образования Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Развитие сенсорных способностей у малышей в игровой деятельности «Развитие сенсорных способностей у малышей в игровой деятельности» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем.

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познания окружающего мира и себя в нем. Главным.

Памятка для родителей «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»Памятка для родителей «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Данный буклет познакомит вас с понятием и значением сенсорного развития детей дошкольного возраста, с пятью эталонами.

План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие сенсорных способностей посредством восприятия театрализованной деятельности в раннем возрасте В настоящее время образовательный процесс в рамках ФГОС рассматривается как процесс психолого-педагогической поддержки ребенка, его активности.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-сенсорных способностей
Опубликовано: 12 октября 2017 в 17:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД