МААМ-картинки

На страничку психолога «Аутизм в современном мире»

Вероника Владимировна Клинова
На страничку психолога «Аутизм в современном мире»

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Публикация «На страничку психолога „Аутизм в современном мире“» размещена в разделах

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как: аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism, детский аутизм (childhood autism)[2], ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism)[2], синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner's autism)[2], в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder)[2] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет[3]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра[4].

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра : взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации[5]. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты[6]. Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей[7]. По данным из США[8], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства[9].

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма[4]. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха[10]. Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь[11].

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Наиболее существенные симптомы РДА:

• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• сопротивление любым переменам обстановки;

• склонность к стереотипиям;

• однообразие интересов и пристрастий;

• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

• речевые нарушения;

• повышенная тревожность;

• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

• наличие ритуалов;

• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

Характерные признаки:

• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;

• реакция на внешние раздражители слабы;

• может присутствовать мутизм;

• типична мимическая маска глубокого покоя;

• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);

• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т. д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

• в речи преобладают однотипные штампы-команды;

• возможно выполнение просьб матери;

• чрезмерная привязанность к матери;

• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);

• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т. д. ;

• ритуализация повседневной жизни.

III ГРУППА.

Характерные признаки:

1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

2. способность выразить свои потребности посредством речи;

3. конфликтность;

4. поглощенность одним и тем же занятием;

5. большой словарный запас “книжного характера”;

6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

Характерные признаки:

• способность к общению;

• интеллектуальные функции сохранны;

• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;

• присутствие ритуальных форм поведения;

• круг общения ограничен близкими взрослыми;

• трудности в усвоении двигательных навыков.

Причины аутизма не выявлены до конца, но не стоит отчаиваться.

Публикации по теме:

Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире Маркова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №5 Приморского района Санкт-Петербурга Преемственность дошкольного и начального общего образования.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Детский аутизм как медико-социальная проблема Доклад на тему: Детский аутизм как медико-социальная проблема Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Данилова.

Доклад на родительское собрание в ст. гр. общеразвивающей направленности «Ребенок в современном мире: воспитание гаджетами» Данный материал может быть использован как выступление одного из воспитателей на родительском собрании. В наше время сложно представить.

Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ (аутизм) на месяц Индивидуальный маршрут воспитанника с ОВЗ. (аутизм) Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного.

Конспект Итогового открытого занятия воспитателя с детьми РДА и РАС (аутизм) «Поможем Мишке» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи: Образовательные: - обогащать представления детей о транспорте, и его видах;.

Место ребенка в современном мире Место ребенка в современном мире. К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту,.

Конспект занятия «Путешествие на страничку азбуки» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ • автоматизация звука [ж] в словах; • обучение звуковому анализу и синтезу слов типа СГС; • моделирование; • упражнение в делении.

Взаимодействие дошкольного учреждения с социальными партнерами как условие развития и воспитание ребенка в современном мире «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Эссе на тему: «Место ребенка в современном мире» Эссе на тему: «Место ребенка в современном обществе» Я много думала, размышляла о том, какое же место ребенок занимает в современном мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
На страничку психолога «Аутизм в современном мире»
Опубликовано: 10 октября 2017 в 18:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД