Получи документы

Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками (13 фото)

Вероника Корохова
Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок меняется качественно на психологическом, психофизиологическом, личностном уровне.

Результаты психологической диагностики познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников подтвердили наличие особенностей современных детей:

• снижение когнитивного развития (дети хуже усваивают знания, с трудом понимают и перерабатывают словесные инструкции, страдает способность к логическому мышлению);

Публикация «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» размещена в разделах

• снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность внутреннего плана действий, воображения, любознательности; дети часто вялые, утомленные, реже отвечают готовностью проявлять активность, чаще выступают в роли потребителей готовых доступных развлечений);

• страдает развитие мелкой моторики детей, что отражается на их графических и бытовых навыках, а также в целом на зрелости мозгового субстрата, отвечающего за произвольную регуляцию деятельности;

• недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний);

• больше становится «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (тревожность, агрессия, замкнутость);

• снижение игровых навыков.

Теперь обратимся к требования ФГОС ДО, одно из них звучит так:

• создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно, только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.

В своей работе использую игровое пособие «Разноцветные квадраты». В зависимости от поставленной задачи (развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-личностной сферы) каждый цветовой сектор имеет определенные задания (например, синий – тренируем «внимание», желтый –«развиваем речь»). Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя при этом метод проектной деятельности. В процессе изготовления настольной игры реализуем творческие проекты, а когда разрабатываем ее правила – нормативные проекты. Тревожным и замкнутым детям это поможет быстрее и легче вступить в игровой процесс, ведь если ребенком выполнена даже крохотная часть поля, он ощущает свое присутствие в игре еще до того, как начался игровой процесс. Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций. Для детей с низким уровнем развития – это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов.

Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов ребенка.

Цели настольной игры :

• развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:

саморегуляция

самооценка

тревожность

страх

агрессия

• развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:

внимание

память

мышление

восприятие

речь

воображение

Преимущества нашей настольной игры :

• манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих;

• возможность фантазировать и строить свою реальность;

• роли задаются волей игрока;

• возможность активного живого общения, взаимодействия, в рамках которого возможна передача игрового опыта;

• каждый участник игры создает свою фишку сам, что способствует персонофикации игрока и обеспечивает высокую степень погружения в игровой процесс.

Структура создания настольной игры

1. Через творческий проект по методике А. Н. и Н. Е. Веракса определяем тему и название.

2. Распределяем обязанности по созданию игры.

3. Создание игрового поля (окрашивание основного поля, рисование и вырезание главных героев, ходов).

4. С помощью нормативного проекта по методике А. Н. и Н. Е. Веракса разрабатываем правила игры.

5. Каждый участник делает или рисует свою фишку, используя пластилин или бумагу.

6. Сама игра.

Специфика настольных игр для дошкольников

3-4 года

игровое поле, обладающее объемными характеристиками;

фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;

стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);

мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;

тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;

настольная игра включает разнообразные виды деятельности;

не обозначается соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников

4-5 лет

игровое поле, обладает объемными и плоскостными характеристиками;

фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;

игровой кубик стандартный;

дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;

тема и сюжет игры - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;

обозначен соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников

5-7 лет

игровое поле, обладает плоскостными характеристиками;

фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);

игровой кубик стандартный;

тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;

обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).

Таким образом, можно сделать вывод, настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с помощью игрового поля состоящего из разноцветных квадратов мы можем охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.

Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка Современный ребенок меняется качественно на психологическом психофизиологическом личностном уровне сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития Пришла к выводу что оптимальным методом для соблюдения этих условий в коррекционо развивающей работе с дошкольниками будет Настольные игры своими руками настольная игра В своей работе использую игровое пособие Разноцветные квадраты Чтобы сделать настольную игру интереснее а игровой материал ценнее вместе с ребятами создаем свои игры используя при этом метод проектной деятельности В процессе изготовления настольной Игры для детей игры реализуем творческие проекты а когда разрабатываем ее правила нормативные проекты Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций Для детей с низким уровнем развития это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми имеющими особые образовательные потребности

Прикреплённые файлы:

nastolnaja-igra_njcg7.pptx | 12551,54 Кб
 
Публикации по теме:

«Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними» «Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними»Основная цель: повышение творческой активности детей Задачи:.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.» М. Монтинь Организация коррекционно – развивающей работы с воспитанниками.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта Индивидуальный план коррекционной.

Метод фото-видео терапии в коррекционно-развивающей работе с несовершеннолетними Основная цель: повышение творческой активности детей Задачи: акцентировать внимание ребенка на его ощущениях и чувствах; создать оптимальные.

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталостиМониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости Выступление на тему "Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости" 8 декабря в г. Красноярске.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Перспективное планирование логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 период (октябрь, ноябрь) Темы занятий: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Раздел.

Перспективное планирование логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. II период 2 период (декабрь, январь, февраль) Темы занятий: «Зима», «Птицы», «Дикие животные», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания»,.

Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по развитию речевой активности у детей с рождения до 3 месяцев Развитие зрительного восприятия. «Подвешенная игрушка». На перекладине над манежем висят шары разного цвета. Привлечение внимания малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
Опубликовано: 17 мая 2017 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД