Вероника Корохова
Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок меняется качественно на психологическом, психофизиологическом, личностном уровне.
Результаты психологической диагностики познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников подтвердили наличие особенностей современных детей:
• снижение когнитивного развития (дети хуже усваивают знания, с трудом понимают и перерабатывают словесные инструкции, страдает способность к логическому мышлению);
Публикация «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» размещена в разделах
• снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность внутреннего плана действий, воображения, любознательности; дети часто вялые, утомленные, реже отвечают готовностью проявлять активность, чаще выступают в роли потребителей готовых доступных развлечений);
• страдает развитие мелкой моторики детей, что отражается на их графических и бытовых навыках, а также в целом на зрелости мозгового субстрата, отвечающего за произвольную регуляцию деятельности;
• недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний);
• больше становится «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (тревожность, агрессия, замкнутость);
• снижение игровых навыков.
Теперь обратимся к требования ФГОС ДО, одно из них звучит так:
• создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно, только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.
В своей работе использую игровое пособие «Разноцветные квадраты». В зависимости от поставленной задачи (развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-личностной сферы) каждый цветовой сектор имеет определенные задания (например, синий – тренируем «внимание», желтый –«развиваем речь»). Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя при этом метод проектной деятельности. В процессе изготовления настольной игры реализуем творческие проекты, а когда разрабатываем ее правила – нормативные проекты. Тревожным и замкнутым детям это поможет быстрее и легче вступить в игровой процесс, ведь если ребенком выполнена даже крохотная часть поля, он ощущает свое присутствие в игре еще до того, как начался игровой процесс. Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций. Для детей с низким уровнем развития – это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов.
Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов ребенка.
Цели настольной игры :
• развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:
саморегуляция
самооценка
тревожность
страх
агрессия
• развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:
внимание
память
мышление
восприятие
речь
воображение
Преимущества нашей настольной игры :
• манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих;
• возможность фантазировать и строить свою реальность;
• роли задаются волей игрока;
• возможность активного живого общения, взаимодействия, в рамках которого возможна передача игрового опыта;
• каждый участник игры создает свою фишку сам, что способствует персонофикации игрока и обеспечивает высокую степень погружения в игровой процесс.
Структура создания настольной игры
1. Через творческий проект по методике А. Н. и Н. Е. Веракса определяем тему и название.
2. Распределяем обязанности по созданию игры.
3. Создание игрового поля (окрашивание основного поля, рисование и вырезание главных героев, ходов).
4. С помощью нормативного проекта по методике А. Н. и Н. Е. Веракса разрабатываем правила игры.
5. Каждый участник делает или рисует свою фишку, используя пластилин или бумагу.
6. Сама игра.
Специфика настольных игр для дошкольников
3-4 года
игровое поле, обладающее объемными характеристиками;
фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;
стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);
мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;
тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;
настольная игра включает разнообразные виды деятельности;
не обозначается соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников
4-5 лет
игровое поле, обладает объемными и плоскостными характеристиками;
фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;
игровой кубик стандартный;
дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;
тема и сюжет игры - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;
обозначен соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников
5-7 лет
игровое поле, обладает плоскостными характеристиками;
фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);
игровой кубик стандартный;
тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;
обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).
Таким образом, можно сделать вывод, настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с помощью игрового поля состоящего из разноцветных квадратов мы можем охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.