Бежина Софья
Нейропсихологический подход в коррекции тяжелых нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья является результатом экспериментальной работы автора в условиях группы компенсирующей направленности. Статья раскрывает нейропсихологические основы коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Ключевые слова: Нейропсихологическая коррекция, межполушарное взаимодействие, нарушения речи, функциональные системы мозга, анализаторная система.
Публикация «Нейропсихологический подход в коррекции тяжелых нарушений речи» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Развитие речи сложный процесс, имеющий в своем составе многоуровневую иерархичную структуру. Любое отклонение в психическом развитии ребенка отражается в речи, это объясняет разнородность речевых дефектов у детей, а также уязвимость речевой функции. В группы коррекционной направленности, как правило, поступают дети с различной степенью и механизмами нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Поэтому речевое нарушение и его коррекцию необходимо рассматривать в рамках нейропсихологического подхода, который позволяет дифференцированно выстроить систему работы с ребенком. Использование методов нейропсихологической коррекции в работе логопеда предполагает специальную стимуляцию различного рода анализаторов: слуховых, зрительных, кинестетических, которые являются физиологической базой речи, а также основой формирования мыслительных операций. Особенно важным и продуктивным в этом отношении является дошкольный возраст до 7 лет. Неравномерность развития компонентов высших психических функций у детей сопряжено с пониманием о компенсаторных возможностях детского организма. Поэтому коррекционная работа логопеда должна быть направлена на развитие всех функциональных отделов мозга.
Гармоничное и последовательное развитие всех блоков мозга является залогом правильного речевого развития дошкольника. С одной стороны, речь страдает при любых изменениях психики, с другой, сама является диагностическим показателем состояния психического развития ребенка. Структура речевого нарушения сложна и многогранна. Она включает в себя нарушение восприятия, зрительно - пространственных представлений, диспраксии и апраксии, то есть все речевые нарушения первично возникают при нарушениях в сенсомоторном уровне, Который в свою очередь является основой для развития когнитивных возможностей мозга. Нарушения речи по - разному, но всегда отражаются на процессе обучения дошкольников. Сюда входят нарушение всех видов восприятия, произвольной памяти, пространственного гнозиса. Программа нейропсихологической коррекции в дошкольном учреждении позволяет выстроить цепочку целенаправленных методов воздействия на основные механизмы овладения речью.
Применение нейропсихологических упражнений, позволяет вовремя предотвратить речевой дефект или ускорить сроки его коррекции, попутно восстанавливая все поврежденные звенья высших психических функций, в том числе и речи. Нейропсихологические приемы в работе логопеда позволяют решить следующие задачи: Первая задача - развить и скомпенсировать недоразвитие физиологической базы речи. Вторая задача - развить и усовершенствовать основные функции речи –смысловую, регулирующую, коммуникативную, путем развития когнитивных элементов психики.
Нами предлагается комплекс нейропсихологической коррекции для старшего дошкольного возраста, включающая в себя различные комбинации нейропсихологических упражнений. Все упражнения преследуют реализацию следующих результатов: формирование чувства ритма, как моторную основу речи, формирование гнозиса на всех уровнях как взаимодействие с внешним миром, развитие смыслообразующей и контролирующей функции речи.
Первая группа упражнений направлена на повышение адаптационных сил детского организма и формирование самоконтроля. Сюда включаются дыхательные упражнения с короткими частыми вдохами и плавным выдохом, дыхательные упражнения с кратковременной задержкой дыхания, выдох с гортанным произнесением гласных. Данные упражнения увеличивают снабжение крови кислородом, что препятствует истощаемости нервных процессов, а также нормализуют дыхательный ритм. Сюда же отнесем глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения позволяют активизировать сбор сенсорной информации, расшить поле зрения тем самым улучшить зрительное восприятие, пространственную ориентировку, которые необходимы для успешного обучения. Упражнения для глаз проводятся по пяти основным направлениям, слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу- вверх, к центру. По мере освоения моторной программы можно подключать к данным упражнениям движение языка и рук. Данные упражнения помогут снять патологические синкинезии языка, улучшить оральный праксис. Особое внимание следует уделять упражнениям на релаксацию и активизацию мышечного тонуса. Для этой цели используются различные виды растяжек, сжатия и расслабление тела.
Вторая группа упражнений упражнения на развитие чувства ритма, который в свою очередь является основой развития слоговой структуры слова. Прежде всего, это логоритмические упражнения, то есть движения или манипуляции с предметами сопровождаемые речью или в такт музыке. Например, чтение стихов и одновременное перекладывания мяча из левой руки в правую руку. Все упражнения необходимо проводить под счет метронома или хлопки, отстукивания. Таким образом, мы как бы настраиваем весь организм на работу в определенном ритме, запуская речевой ритм.
Третья группа упражнений направлена на развитии и стабилизации межполушарных связей, а также когнитивных способностей ребенка. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефекты в развитии анализаторных систем организма, которые в свою очередь выражаются в дефектах фонематического слуха, конструирования и копирования, логико-грамматических конструкций, словесно-логического мышления. Нарушения в согласованном взаимодействии каналов восприятия мы предлагаем устранять при помощи упражнений на перевод одного типа восприятия в другой.
Например, перевод из тактильного восприятия в зрительное путем нахождения в не просматриваемом пространстве предметов на ощупь и соотнесение их с предлагаемым изображением (объемные буквы, фигурки животных и их картинное изображение). Перевод из тактильного восприятия в слухоречевое восприятие: ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи).
Перевод из зрительного восприятия в слухо-речевое. Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему логопедом. Перевод из слухового восприятия в зрительное восприятие. Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
Таким образом, применение нейропсихологических приемов в работе с детьми, имеющими нарушения речи, делает коррекционное воздействие полноценным и комплексным.
Литература
1. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. Текст: непосредственный/А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006.- 380 с. -ISSN1111-2222.
2. Покровская, С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. /С. В. Покровская, А. В. Цветков. -М. :»Издание книг ком», 2018.-176 с. ISBN 978-5-6040849-1-5
3. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогребашвили;под. ред. Л. С. Цветковой. -М. :Московский психолого-социальный институт; Воронеж:Издательство НПО «МОДЭК»,2001.-272с. ISBN отсутствует. -Текст :непосредственный