Галина Грачёва
Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он сможет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чём же их причины?
А они таковы: микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.
Публикация «Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте» размещена в разделах
Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.
Для того, чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели».
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В вою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие?
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи.
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его интонационную сторону.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка. Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
В практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонематическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка.
Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (ш на с, р на л, ч на ть, щ на сь и наоборот, не замечая своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру смогосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и т. д.
Приведённые факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.
Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. И это также подтверждено практикой.
Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов (бак – бык - бок, слоговых рядов (на – ба – на, слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, фотографироваться и др., девочка выполняет с ошибками. Возникает вопрос, сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.
Итак, фонематическое восприятие (ф. в.) не требует специального обучения, а звуковой анализ (зв. а.) требует. Далее, ф. в. – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: ф. в. формируется от года до 4-х лет, зв. а. – в более позднем возрасте. И наконец, ф. в. – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Теперь рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребёнка грамоте.
Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо ш – с, вместо л – в и т. д., способствует закреплению у малыша соответствующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
- побуквенное чтение;
- искажение слоговой структуры;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
Для того, чтобы подготовка к школе велась более квалифицированно, необходимо знать :
- для ребёнка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Петя не выговаривает букву «р» - неверно. Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку;
- при анализе и синтезе слов называть согласные звуки следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самовар, шалаш, гном, пилот и др. Привычное взрослым эм, эр, ша, тэ – это названия букв в алфавите, а не звуков.
- в тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги («Живые звуки», чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» не раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.