Получи документы

Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ].

Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Публикация «Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте» размещена в разделах

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».

Чтение букв, буквосочетаний.

3. Определение темы урока.

- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.

- Незнайка – назовите первый звук.

- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.

- Носов – назовите первый звук.

- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка: Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова)

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.

5. Изучение нового материала.

Слого-звуковой анализ слов.

Характеристика звуков н, н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан», «конь».

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

6. Вывод.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н].– согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

- Поселим новую букву «н» в «Замок букв».

- Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).

Из истории буквы «н».

- Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе – «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам).

- Кто изображён на картинке?

Словарная работа:

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

- Какие русские богатыри вам известны?

- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».

Обучение письму строчной буквы «н».

Работа в прописи.

Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала.

Упражнение «Слогочиталочка».

Дети читают слоги с изученной буквой, работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик», меняясь ролями.

Упражнение «Цветочная поляна».

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Что узнали об этих звуках?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» "Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну звуков и букв». цель: обобщение знаний детей по разделу звукопроизношение. Оборудование: разрезная азбука, мультимедийная установка, модели домиков (2,.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока в 1 классе по предмету «Букварь» по теме «Закрепление букв Л, М» Урок 29 Тема урока: Закрепление Цель урока: закрепить знание изученных букв, формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами.

Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка» Мастер – класс.

Мастер-класс «Предупреждение ошибок чтения и письма у детей с ОНР» Уважаемые коллеги! Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш» План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш». Тема: «Дифференциация звуков С-Ш». Ребенок:.

Конспект занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения «Звуки [П]-[П’] и буква П» . Знакомство с понятием «Согласный звук». Анализ и синтез слогов ПА-АП. Задачи: Познакомить детей с понятием «Согласный твёрдый и мягкий.

Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте
Опубликовано: 23 января 2017 в 14:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД