Папки-передвижки

Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи»

Ирина Ильина
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственная образовательная деятельность старший возраст (5–6 лет) для детей с ОВЗ (нарушениями зрения) в гостях у Феи

Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146».

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения „В гостях у Феи“» размещена в разделах

Цель НОД: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.

Задачи приоритетной образовательной области :

Познавательное развитие:

• Развитие любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях).

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

• Приобщение к социокультурным ценностям.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие:

• Формирование основ безопасного поведения в природе.

• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Физическое развитие:

• Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег).

• Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( при формировании полезных привычек: выполнять физкультминутку, зрительную гимнастику после зрительного напряжения).

Речевое развитие:

• Обогащение активного словаря.

• Владение речью как средством общения и культуры.

• Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы.

Художественно-эстетическое развитие:

• Становление эстетического отношения к окружающему миру.

• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями; применяет правила безопасного обращения с животными, насекомыми, растениями; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет различными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение применять правила безопасного поведения в природе; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение правильно держать инструменты (карандаш) – сформированность мелкой моторики рук; личностные: умение осознавать свои возможности, формирование познавательной мотивации, стремиться оказывать помощь, умение оценивать свои действия и действия сверстников.

Оборудование для педагога:

Оборудование для детей : картинки – раскраски с шаблонами насекомых, растений, животных, цветные карандаши.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций о животном, растительном мире, чтение энциклопедий о природе.

2. Чтение произведений: В. Танасийчук «Экология в картинках», Л. П. Молодова «Экологические сказки»,

3. Заучивание текста и движений физминутки и зрительной гимнастики.

4. Познавательные беседы о животном, растительном мире, о живой и неживой природе.

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть (Мотивационно-побудительный этап) (2 минуты)

Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности. Цель: переключение на образовательную деятельность.

Воспитатель в образе Феи природы приветствует детей, звонит в колокольчик, предлагает собраться в круг. 1,2,3,4,5 – мы идем скорей гулять?

Вопросы к детям:

-Вы хотите отправиться в гости к лесным друзьям и познакомиться с ними?

-Как вы думаете, какие лесные друзья ждут с вами встречи?

Предлагает отправиться в лесное царство.

Закрываем мы глаза

И попрыгаем слегка.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Чтоб в лесу нам очутиться,

Всем на месте покружиться.

Дети собираются в круг.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения по тексту.

Этап 2. Основная часть (20 минут)

Вступительный рассказ воспитателя

Цель: углублять представления детей о природе, формировать элементарные знания о живой и неживой природе. Цель: развитие интереса к природе.

Вот мы и в царстве природы.

Вопросы к детям:

-Что такое природа?

-Какая бывает природа?

Раздает картинки с изображением живой и неживой природы. Предлагает объединиться в группы «живая» и «неживая» природа.

Одобряет за правильный выбор.

Приглашает детей пройти по волшебной тропе, которая называется - экологическая.

Вопрос к детям:

-Как вы думаете, почему она так называется?

Уточняет ответы детей, поясняет: экологическая тропа – это волшебные уголки природы, где узнают много нового, интересного, удивительного о живой и неживой природе.

Дети отвечают на вопросы.

Ребята рассматривают картинки, объединяются в группы «живая» и «неживая» природа.

Ответы детей.

Познавательная беседа

Представляет первого лесного друга, загадывая загадку:

Появился из – под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный

Чистый, маленький… (подснежник)

Показывает картинку с изображением цветка, закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-что вы знаете об этом цветке?

-как по – другому называют подснежник?

-какие еще первоцветы вы знаете?

Сообщает детям: русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник - это «растаявшая тайна зимы».

Отгадывают загадку.

Дети рассаживаются на стульчиках в соответствии с окклюзией (назначение врача - офтальмолога) : со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу; дети с низкой остротой зрения, миопией находятся впереди, с расходящемся косоглазием, гиперметропией - на заднем плане.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Составь цветок»

Цель: закрепление знаний детей о первоцветах (подснежник, пролеска, мать – и – мачеха, крокус, примула).

Цель: развитие зрительного восприятия, умения составлять целую картинку из частей, сотрудничать со сверстниками в паре.

Хвалит ребят.

Дети распределяются по парам по желанию, подходят к столам, собирают разрезные картинки – пазлы с изображением первоцветов и называют их.

Познавательная беседа

Поясняет: первоцветы – это редкие цветы России. Они занесены в Красную книгу. Их рвать нельзя.

Показывает картинку «Не рвать цветы».

Вопрос к детям:

-почему нельзя рвать цветы?

-что такое Красная книга России?

-почему Красная книга названа именно так?

Благодарит за правильный ответ

Закрепляют правило природы:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Продолжаем знакомиться с обитателями леса.

Загадывает загадку:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна…. (липа).

Показывает картинку «липа», закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-почему оно так называется?

-какие еще вы знаете деревья?

-какую пользу приносят деревья?

Хвалит за правильные ответы, уточняя, поясняет: все деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Поэтому, гуляя по липовой аллее, дышится легко и человек успокаивается. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Лапти, в которых ходили наши предки, были сделаны из липовой коры. Из этого следует, что липа оберегает людей, приносит в дом счастье. Липа – дерево мягкой породы, названное так из – за липкого сока. Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому у восточных и западных славян она была символом женской нежности, мягкости, грации и красоты, воплощением таких прекрасных качеств, как сердечность, доброжелательность.

Без природы жить нельзя,

Деревья – лучшие друзья.

Береги и охраняй

Наш родной зеленый край.

Прикрепляет картинку «Не ломай деревья»

Дети рассуждают, отвечают.

Ребята делают вывод, что цветы дарят нам красоту, нектар для насекомых, полезны для здоровья человека (листья мать – и – мачехи помогают при кашле).

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях. Цель: развитие зрительного восприятия, умения сотрудничать со сверстниками в паре.

Раздает одной подгруппе карточки с деревьями, а другой - карточки с листьями этих деревьев.

Дети врассыпную двигаются по комнате. По сигналу: 1, 2, 3 – пару себе найди! Останавливаются, рассматривают картинки, находят пару: с какого дерева листок.

Физминутка «Деревья»

Цель: снятие мышечного напряжения. Цель: развитие координации движений, согласование движений с текстом, воспитание дружбы.

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги – это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть – чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

Вместе им не страшно,

Если ветры дуют. Дети располагаются свободно по комнате, выполняют движения:

-Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.

-Ставят один кулак на другой.

-Наклоняются, складывают ладони чашечкой.

-Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.

-Покачиваются из стороны в сторону.

-Складывают ладони шалашиком.

-Поднимают соединенные руки над головой.

-Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.

-Смыкают пальцы.

-Качают головой.

-Качают поднятыми руками.

Познавательная беседа

Представляет обитателя леса, загадывая загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком –

И поделится медком (пчела).

Показывает картинку с изображением пчелы, закрепляет на доске.

Вопрос к детям:

-Что вы знаете о пчелах?

-Какую пользу приносят пчелы?

-Чем опасны пчелы?

-Каких жалящих насекомых вы знаете?

Показывает картинки с изображением разных насекомых (бабочка, шершень, комар, оса, стрекоза, шмель, муравей, жук).

-Как пчелы общаются между собой?

Поощряет детей за правильные ответы и обобщает: пчелы изобрели свой способ общаться…. при помощи танцев. Именно в танце она рассказывает, где находится пища и как к ней добраться.

Прикрепляет картинку «Не ловите насекомых».

Всех нужней насекомых на свете,

Это пчелы – запомните дети.

Опыляют цветы, все деревья, кусты,

Мед нам дарят, что спрятан в буфете.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Дети располагаются на стульях с учетом назначения врача – офтальмолога (см. выше).

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Дети называют жалящих насекомых по картинке.

Массаж лица «Пчела»

Цель: нормализация мышечного тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры.

Цель: оказание положительного влияния на мышечную и нервную систему.

Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела

Ул-ул-ул – ветерок подул

Ала-ала-ала – пчелка крыльями махала

Ила-ила-ила – пчелка меда приносила Дети стоят свободно по комнате, выполняют массаж:

-проводят пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз.

- проводят пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз.

-кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.

-растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком – 7 раз.

Познавательная беседа

Этот лесной друг – очень интересная птица. О ней сложено много легенд, сказок, поверий. Представляет обитателя леса, загадывая загадку:

В лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и …. (совы)

Показывает картинку с изображением совы, закрепляет на доске.

Часто эту птицу называют лесной или пернатой кошкой. Почему?

-Что вы знаете о сове?

Обобщает ответы детей, поясняет: оба животных (сова и кошка) ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте, ловят мышей. Сова – единственная птица, у которой оба глаза находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее шея. А слух у совы в 50 раз острее, чем у человека.

-Для чего сове такой слух?

Хвалит за правильный ответ, дополняет: такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей. Ученые подсчитали, что одна сова уничтожает за год в среднем 1000 – 1200 мышей. Это значит, она спасает около тонны хлеба, т. е. столько, сколько за год съедает примерно 10-11 человек.

-Каких птиц вы знаете?

-Зачем на Земле птицы?

Хвалит за правильные ответы. Выводит правило:

Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Прикрепляет знак «Не разоряйте гнезда птиц!»

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Подвижная игра «Совушка»

Цель: закрепление названий животных, насекомых, птиц, частей суток, двигательных навыков, развитие слухового внимания. Цель: участие в игре, применение правильных действий в условной ситуации.

С помощью считалки выбирается «Совушка», остальные дети – изображают животных, насекомых, птиц.

На слуховой сигнал: «утро», «день», «вечер» - дети двигаются свободно по комнате, играя свою роль, «Совушка» - «спит». На сигнал «ночь», дети – замирают, «Совушка» - вылетает и смотрит: кто шевелится, забирает в свое дупло.

Познавательная беседа

Вот и следующий друг, который хочет с вами подружиться. Сам расскажет о себе:

Я и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И как хочешь поиграть. (песок)

Показывает картинку с изображением песка, закрепляет на доске.

-Песок относится к живой или неживой природе?

-А вы знаете, как образуется песок?

Хвалит детей за правильный ответ, уточняет: что под воздействием ветра, дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие частички; вот такие частички и называются песком. Показывает настоящий песок в коробочке пластмассовой.

Вопросы к детям:

-Песок опасен или полезен?

Песок может, как лишить зрения, так и помочь лучше видеть. Например, песчаная буря способна ослепить человека. А вот линзы в очках тоже делают из расплавленного песка. Они помогают человеку лучше видеть.

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

Ответы детей.

Зрительная гимнастика «Прогулка»

Цель: снятие зрительного напряжения. Цель: расслабление глазных мышц.

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь,

И в близь нам надо посмотреть.

Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

Слева - ягоды растут

Справа - ландыши цветут

Сверху - неба синева,

А внизу растет трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой. -Дети моргают.

-Дети смотрят вдаль.

-Дети смотрят перед собой.

-Круговые движения глазами вправо.

-Круговые движения глазами влево.

-Движения глазами влево.

-Движения глазами вправо.

-Движения глазами вверх.

-Движения глазами вниз.

-Дети моргают.

-Закрывают глаза.

Игровое упражнение «Закон природы»

Цель: закрепление знаний детей о взаимосвязи природы и человека. Цель: участие в игре, закрепление правил поведения в природе.

-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

-Не хвались, микроб! Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

- Это один из главных законов жизни на Земле: человек и природа влияют друг на друга. Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье!

Ответы детей.

Ребята выбирают себе знаки с изображением живой и неживой природы. Поочередно произносят слова игры:

Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я – вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я – самый важный.

Я – почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) : Все связано со всем! - Поднимают руки вверх.

Вот и закончилось наше знакомство. Мои лесные друзья рады, что вы много знаете о природе и будете ее беречь.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

-А сейчас пора возвращаться в садик.

Закрываем мы глаза

И попрыгаем слегка.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Чтоб в саду нам очутиться,

Всем на месте покружиться.

Дети выполняют движения.

Этап 3. Заключительная часть (рефлексия(3 минуты)

Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.

Цель: уточнение уровня достижения целей задач НОД; получение обратной связи. Мотивирование и заинтересованность детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД. Цель: высказывание детьми собственных суждений.

Вот мы снова в садике.

-Где вы сегодня побывали?

-Кому понравилось, похлопайте в ладоши.

-Что интересного узнали?

-Как называется тропа, по которой мы ходили?

-Какой лесной друг вас заинтересовал? Почему?

-Какие правила природы вы запомнили?

-А кому вы расскажите о правилах?

Воспитатель предлагает раскрасить карточки ( картинки лесных друзей: подснежник, сова, пчела, липа) и рассказать о нашей встрече родителям, друзьям своим. Дети отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что узнали, какие правила запомнили, с кем бы они хотели поделиться своими знаниями.

Принимают, либо не принимают (по желанию) участие в дальнейшей деятельности, предложенной воспитателем.

Информационные ресурсы:

1. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н. Е. Вераксы.

2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2008.

3. Н. Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».

4. Метод проектов в дошкольном образовании : метод пособие/авт. - сост. Н. А. Кочкина. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.

5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2008.

6. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. -М. : ТЦ Сфера, 2012.

7. В. Танасийчук «Экология в картинках». – М. : Детская литература, 1989.

8. С. Николаева, «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» - М. : Новая школа, 1995.

Публикации по теме:

«Деревянные ложки для Скоморошки». Интегрированная образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста«Деревянные ложки для Скоморошки». Интегрированная образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста Цель:прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Задачи:.

«Во имя жизни, против войны!» Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Воспитание у детей патриотических.

Игровая образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Знай и люби свой край» Аннотация. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той.

Интегрированная образовательная деятельность «Сундучок из лета» для детей старшего дошкольного возраста Сундучок из лета Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию продуктивного,.

Контрольно-учетная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Полет на Луну» Цель: Закрепить знания и умения по формированию элементарных математических представлений, полученные за первое полугодие по курсу «Раз.

Интегрированная НОД с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Непосредственная образовательная деятельность по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт на улице»Непосредственная образовательная деятельность по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт на улице» Непосредственная образовательная деятельность по аппликации для детей старшей группы. Подготовила. Воспитатель МДОУ Красноборский детский.

«Звуки [с]-[с’]. Буква с». Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста ЗВУКИ С – Сь БУКВА С Цель:автоматизация и диференциация звуков С и СЬ в словах, фразах, чистоговорках. 1. Коррекционно - образовательные.

Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная водица»Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная водица» Тема: «Проведение экспериментов с водой» Цель: формирование знаний о значении воды в жизни человека, растений, животных, о свойствах воды.

Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения» РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ М. В. Степанова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи»
Опубликовано: 3 мая 2017 в 22:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ильина (УИ 793787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД