Лучший педагог года

Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»

Мая Степанова
Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»

РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

М. В. Степанова

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Публикация «Статья „Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения“» размещена в разделах

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова: восприятие,зрительное восприятие, старший дошкольный возраст, дети с нарушениями зрения

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми с нарушениями зрения направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

При данном подходе особую значимость приобретает проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. А. Г. Литвак[3]отмечает, что одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей со зрительной патологией в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Л. А. Дружинина[1] считает, что именно через проблемы со зрительным восприятием ребенок с нарушениями зрения начинает чувствовать свой дефект.

В отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике вопросы, связанные с особенностями развития детей с нарушениями зрения, рассматривали такие исследователи, как И. П. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. А. Семенова, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Л. И. Солнцева[5] указывает, что у детей с нарушениями зрения чаще наблюдаются трудности в социальной адаптации, установлении адекватных взаимоотношений со сверстниками. По мнению А. Г. Литвак[2] это связано со спецификой дефекта – нарушением зрения, которое воздвигает барьеры на пути постижения ребенком окружающего мира, прежде всего, зрительного восприятия.

К настоящему времени разработаны и внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения системы работы по развитию зрительного восприятия (Л. И. Плаксина[3], Е. Н. Подколзина[4] др.). Однако на современном этапе дошкольного образования вопросы актуализации, разработки психолого-педагогических оснований и принципов, построение форм, методов, средств развития зрительного восприятия в педагогической практикев достаточной мере не используются.

Основываясь на анализе педагогических и психологических исследований по изучаемой проблеме, было установлено противоречие между объективной потребностью в развитии зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью системы работы по развитиюзрительного восприятияу детей данной категории. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель, которого заключалась в выявлении педагогических условий, способствующих эффективному развитию озрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что процесс развития зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будет наиболее эффективнымесли создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования с которыми выполняется действие, формировать умение наблюдать. В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать; выделять наиболее важные моменты.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.

Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы методики ««Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Проба на узнавание перечеркнутых изображений», представлены Р. С. Немовым.

Результаты изучения развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения указывают на то, что, в обеих группах дети с нарушениями зрения выявлен средний уровень зрительного анализа формы предмета,В определении основных цветов отмечались затруднения в восприятии промежуточных хроматических цветов, ошибались, затрачивали много времени. Затруднялись в словесном обозначении цветов. При определении зачеркнутых изображений дети воспринимали часть предметов как отдельный предмет.

Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Даннаяработа была распределена на три этапа и включала в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.

Целью первого этапа являлось создание установки на восприятие; активизацию смыслового восприятия. На втором этапепроходило развитие приемов и способов формирования представлений и соответствующего последовательного образа о предметах (его качествах, свойствах, геометрических и цветовых параметрах, посредством одномоментного обозрения и вычленения отдельных признаков. 3 этап был направлен на закрепление выработанных навыков, их автоматизацию.

На контрольном этапе исследования мы использовали аналогичные методики, и оценка результатов проводилась по тем же критериям. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что наблюдается положительная динамика показателей уровня развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Исходя из качественной интерпретации результатов контрольного этапа исследования, мы подошли к выводу, что убольшинства детей экспериментальной группы развилось зрительное восприятие предметов по существенным признакам (цвету, форме, величине, умение выделять и сравнивать различные свойства и качества окружающих объектов.

Следовательно, гипотеза нашего исследования, представленная выше, экспериментально подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.

2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006. – 336 с.

3. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия / Л. И. Плаксина. – Москва : ВОС, 1985. – 105 с.

4. Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 35-38.

5. Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3-8.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения Тема: «Длинные и короткие дорожки». Цель: Развитие зрительного восприятия величины (вторая младшая группа). Задачи: 1. Учить выделять величину,.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса»Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса» Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

Конспект занятия по развитию зрительного восприятияКонспект занятия по развитию зрительного восприятия Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционно-обучающие задачи: -продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Развлечение «Лесные жители» для детей 6–7 лет с нарушениями зрения Развлечение построено с учетом принципов здоровьесбережения: соблюдения разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Умение.

Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов. В настоящее время категория детей.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Технология разработки тактильной книги для детей с нарушениями зрения По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывают 37 миллионов слепых людей и около 125 миллионов людей с плохим зрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»
Опубликовано: 2 апреля 2017 в 18:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД