Получи документы

Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Виктория Трофимова
Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Цель: изучение системы социально – педагогической помощи неполным семьям в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы и опыт по данной теме.

2. Актуализировать информацию в работе с родителями класса.

3. Провести педагогические диагностики и обобщить информацию для дальнейшего использования в работе с семьями.

Актуальность темы

Публикация «Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

В настоящее время в мире отмечается наибольший интерес ученых к современной семье. Это объясняется тем, что на сегодняшний день меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что ведет к утрате ценностных, нравственных и религиозных установок. Эти последствия порождают увеличение числа разводов, увеличение числа детей, рожденных вне брака, что в итоге приводит к воспитанию таких детей в неполных семьях. На сегодняшний день современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. По данным Росстата доля неполных семей выросла в 2,5 раз. Каждый 3-й ребёнок проживает в неполной семье, 88% из них — это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Шипицина Л. М. утверждает, что жизнь детей в неполных семьях протекает довольно сложно. Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей [9]. Дети из неполных семей относятся к категории группы риска. В этих семьях нередко возникают проблемы в процессе воспитания детей.

Характеристика неполной семьи.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Кирикова М. И. в своей работе «Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи» указывает причины возникновения неполных семей [5]. К ним относятся:

1. Развод. Довольна частая причина возникновения неполных семей. Он приводит не только к снижению материального положения, но и к снижению жизненного положения супругов, вследствие чего порождаются негативные факторы: одиночество, негативное восприятие окружающих, нарушение общепринятых правил поведения. От развода родителей у детей возникает стресс, который проявляется в виде чувства беззащитности и утраты целостности семьи, гнева, невозможность повлиять на ситуацию. Немаловажным считается тот факт, что разрыв отношений между родителями может серьёзно повлиять на способность ребёнка в будущем сформировать свою семью. Ребенок, наблюдавший развод, боится повторения такого события в его будущем при создании своей семьи.

2. Смерть одного из родителей. Семья, в которой умер один из супругов, проходит через трагедию смерти. Когда умирает один из родителей, то, помимо горечи потери, семья испытывает ряд серьезных проблем: эмоциональных, межличностных, бытовых, экономических. Семья находится в состоянии хаоса. Каждому члену семьи в данный момент необходимо время, чтобы восстановить внутренне состояние, все нуждаются в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Рождение внебрачного ребенка. Внебрачный ребенок - сын или дочь родителей, не состоявшихся в законном браке на момент рождения этих детей. Распад семьи происходит в ситуации появления на свет внебрачных детей [5].

Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи [3]. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок [3]. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

Неполные семьи делятся на следующие виды:

1. Материнские неполные семьи.

2. Отцовские неполные семьи.

3. Неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми.

4. Неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

5. Функционально неполные семьи – в этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Также, неполные семьи можно разделить на следующие группы по степени их благополучности [2] :

1) благополучные неполные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в педагогической поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы [2];

2) неблагополучные неполные семьи. Имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы [2];

3) неполные семьи группы «риска». Характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполные семьи малообеспеченные и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи, имеющимися в ней негативными факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь;

4) неполные асоциальные семьи. Взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых из них нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со стороны других граждан того же социального слоя. Работа специалиста с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, администрацией местного самоуправления, педиатром и т. д. [2]. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка.

Таким образом, неполная семья относиться к числу семей группы риска, так как нарушается структура семьи, что в свою очередь несет определенные трудности и проблемы воспитания и обучения детей.

Существуют также семьи «пограничного» характера, в которых переход из категории благополучных в неблагополучные происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и часто завершаются разводом. К этой группе часто относятся семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. К категории семей в социально-опасном положении зачастую относятся и семьи с хронически больными детьми и детьми - инвалидами, в которых складывается своеобразный психологический климат, что и обусловливает возможное, в некоторых случаях, отнесение таких семей к этой категории. Если в семье есть больной ребенок, это создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы. Первая группа проблем связана с тем, как семья влияет на состояние больного ребенка. Вторая - с тем, каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье. Неуместное чувство вины либо чрезмерная опека - это часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тяжелой неизлечимой болезни их ребенка. Оно перерастает во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Подобное состояние значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу [7]. Семейная атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья становится эмоционально враждебной по отношению друг к другу. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства «долга» перед больным.

Мероприятия по социально-педагогическому сопровождению неполной семьи.

Принципиальным моментом педагогического сопровождения семьи является предоставление семье, с учетом ее параметров и ресурсов, той степени свободы, за которую родители могут и должны нести ответственность. Сопровождать – это не значит решать все проблемы семьи, это значит помочь семье определить стратегию и тактику дальнейшей жизни с учетом имеющихся трудностей и внутренних ресурсов, способствовать развитию мотивации к взаимодействию, к решению проблем своих и собственных детей.

Социальное сопровождение – это вид социальной деятельности, форма социальной поддержки; оказание конкретному лицу или группе (семье) социальным педагогом и мультидисциплинарной командой специалистов (классный руководитель, учитель логопед, педагог психолог, медицинский работник, библиотекарь, учитель по физической подготовке) комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских, информационных услуг на протяжении определенного периода времени (иногда длительного) [4].

Цель социально-педагогического сопровождения – улучшение жизненной ситуации, минимизация негативных последствий или полное решение проблем семьи [6].

Основными признаками социально-педагогического сопровождения являются :

комплексность предоставляемых услуг;

длительность их предоставления;

привлечение педагогом к сопровождению в случае необходимости других специалистов;

использование потенциала сообщества;

согласие нуждающейся семьи на социальное сопровождение и активная позиция в изменении ситуации к лучшему совместными усилиями.

Содержание работы с родителями в неполных семьях.

Из числа обучающихся, зачисленных в 1’-1 класс в 2019/2020 учебном году в ГБОУ «Тихвинская школа-интернат», более 50% составляют дети из неполных семей. В связи с этим, была спланирована работа по сопровождению данного типа семей.

№ п/п Период Мероприятие Цель

1 Август. Поквартирный обход семей. Знакомство с социально-бытовыми условиями проживания.

2 Сентябрь. Беседа «Наша семья и ребенок». Выявление традиции семей, увлечений ребенка и его близких, особенностей семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

3 Октябрь. День открытых дверей. Представление родителям работы класса и возможности увидеть своего ребёнка в коллективе.

4 Ноябрь. Беседа «Мой ребенок» (Модифицированный вариант О. И. Бочкаревой). Выявление представлений родителей о своем ребенке, некоторых особенностей семейного воспитания.

5 Декабрь. Индивидуальные беседы с родителями. Выявление проблем семьи воспитательного характера, предоставление рекомендаций, включая консультации школьных специалистов.

6 Январь-февраль. Проект «Декоративно-прикладное творчество». Привлечение родителей к школьной жизни ребёнка.

7 Март. Анкетирование «Семейное воспитание» (автор Хоменко И. А. – модификация Ворониной О. И.). Изучение особенностей информационной культуры родителей в семейном воспитании.

8 Апрель. Консультация «О воспитании ребёнка в неполной семье после развода». Придание родителям уверенности в своих силах посредством расширения воспитательных компетенций.

9 Май. Семинар «Социальная поддержка неполной семьи». Расширение знаний родителей о правах и социальных гарантиях со стороны государства.

В процессе сопровождения неполных семей была проведена работа по представленному плану. Матери, в одиночку воспитывающие детей, обращались за психолого-педагогической помощью чаще родителей обучающихся из полных семей. В основном, круг интересующих вопросов следующий: адаптация к школьному обучению, соблюдение режима дня и организация питания ребёнка, организация досуга, коррекция поведенческих реакций, формирование личностных качеств. В течении учебного года уровень заинтересованности школьной жизнью данного контингента родителей повысился. Матери сопровождали класс на внешкольные мероприятия, участвовали в спортивных праздниках, не пропускали мероприятия, организованные для родителей (собрания, тренинги, концерты и т. д., проводили мастер-классы по прикладному творчеству, участвовали вместе с детьми в конкурсах различного уровня.

Используя методику изучения удовлетворённости школьной жизнью родителей обучающихся, разработанную доцентом А. А. Андреевым [1], было выявлено, что общий уровень удовлетворённости высокий, составляет 3,48 баллов из 4 возможных (Приложение №1). При этом, различия между родителями обучающихся из полных и неполных семей нивелированы. По мнению респондентов, классный коллектив сформировался дружный, воспитательные мероприятия полезны и интересны для обучающихся, классный руководитель также получил самую высокую оценку.

Используя методику определения уровня воспитанности обучающихся, разработанную М. И. Шиловой [8], кроме общего роста показателей воспитанности каждого ребёнка и класса в целом, было выявлено следующее: в сентябре разница в уровне воспитанности между обучающимися из полных и неполных семей составила 0,5 балла (по пятибалльной шкале оценки, в мае же эта разница составила уже 0,07 балла (Приложение №2).

Принимая во внимания всё вышеизложенное, можно говорить о высокой результативности психолого-педагогического сопровождения неполных семей. Также можно сделать вывод о необходимости формирования системы дифференцированной психолого-педагогической помощи подобным семьям в каждом образовательном учреждении.

Список литературы

1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001 - 128с. (методика изучения удовлетворенности Андреева)

2. Дементьева Н. В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследования; Инта педагогики соц. работы. Екатеринбург, 2012. С. 22-28.

3. Дементьева И. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. Воспитание шк. -в. 2013. № 10. С. 13-17.

4. Ершова Н. М. Воспитание детей в неполной семье. М. : Прогресс, 1980. 206 с.

5. Кирикова, М. И. Социально-психологическое сопровождение неполной семьи / М. И. Кирикова // ИПССО ГАОУ ВО МГПУ, Россия, Издательство «Перо», М. -2016, С. 234-244.

6. Русских Е. А. Семьеведение : учеб. пособие. Советский : РГСУ, 2005. 177 с.

7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 – 272с.

8. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников, Москва: Педагогика, 1982.

9. Шипицына, Л. М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Л. М. Шипицына. - СПб. : Издательство «Речь», 2003. - 144 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Сценарий праздника к Дню знаний «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» День Знаний "Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной" Герои: Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев, Бастинда, волшебник Гудвин, летучие.

Фотоотчет «Как мы открытки делали к Всемирному Дню сострадания (для людей, находящихся в доме сестринского ухода ЦРБ)»Фотоотчет «Как мы открытки делали к Всемирному Дню сострадания (для людей, находящихся в доме сестринского ухода ЦРБ)» Как я уже писала, к 28 ноября - Всемирному дню сострадания, нам с ребятами нужно было сделать 50 открыток для пожилых людей, находящихся.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 11:15
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД