Марина Морозова
Нетрадиционные методы массажа при тяжелых нарушениях произношения
▼ Скачать + Заказать документы
Боковой сигматизм – один из наиболее серьезных видов неправильного звукопроизношения – следует рассматривать не как изолированное нарушение произношения только свистящих и шипящих звуков, но как частное проявление сложного симптокомплекса бокового
(латерального) произношения большого количества (до 29) согласных и некоторых гласных звуков. Нейрофонетический анализ позволил убедиться в том, что множественность боковых артикуляций сама по себе уже свидетельствует о дизартрическом характере латерального произношения. Однако нормативные логопедические пособия относят боковой сигматизм к механическим или функциональным дислалиям. Лишь небольшая часть авторов склонна расценивать боковой сигматизм как расстройство дизартрического ряда. В этом отношении прежде всего необходимо отметить незаконченную работу ленинградского логопеда-практика М. Н. Рудневой, установившей под руководством проф. Н. А. Крышовой, что боковой сигматизм является следствием «асимметрического развития рече-двигательного аппарата на почве псевдобульбарных явлений». Некоторые наблюдения А. М. Смирновой,а затем Л. В. Мелеховой также позволяют относить отдельные случаи бокового сигматизма к числу различных по степени выраженности дизартрий. Очень ценными являются наблюдения
Публикация «Нетрадиционные методы массажа при тяжелых нарушениях произношения» размещена в разделах
Р. А. Беловой-Давид, обнаружившей при боковом сигматизме наличие органических микросимптомов в виде легких эфферентных и афферентных парезов, слабости лицевых и подъязычных черепно-мозговых нервов.
Р. А. Белова-Давид рассматривает как дизартрическое расстройство, поскольку в основе лежит нарушение эфферентной части речедвигательной функциональной системы в ее корковом отделе, «одно- или двуполушарное поражение нервных клеток нижней трети передней центральной извилины мозга». Наконец, Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская отмечают при боковом сигматизме избирательную неполноценность лишь некоторых мышц языка и губ, обусловленную односторонними парезами подъязычного и лицевого нервов, и поэтому считают возможным отнести боковой сигматизм к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.
К сожалению, в специальной литературе отсутствует достаточное освещение неврологических синдромов у лиц, страдающих боковым сигматизмом, тогда как именно наличие или отсутствие симптомов органического поражения центральной нервной системы служит критерием при диагностике между дислалией и дизартрией.
Для диагностики минимальных проявлений дизартрии я использую так называемые функциональные пробы.
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.
Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Показанием к проведению логопедического массажа является дизартрия и ее стертые формы, сложная дислалия, в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой, алалия, ринолалия, заикание, а так же нарушение голоса (афония, дисфония, функциональные расстройства и органические нарушения голоса).
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страдает какая-либо одна группа звуков, - например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук Л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точному логопедическому заключению. Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа. Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.
Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей. Дислалия подразделяется на простую и сложную.
Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недоразвитие речи и задержку психического развития.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Существуют два вида подобного нарушения : моторная алалия и сенсорная.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышщ речевого аппарата.
К основным видам логопедического массажа относятся :
- классический ручной;
- точечный;
- аппаратный;
- зондовый.
Основные приемы ручного классического массажа это : поглаживание, разминание, растирание и вибрация.
При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Вспомогательный тип поглаживания – щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1-2-3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами, то есть на органах артикуляции.
Растирание – прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1-2-го пальцев.
Разминание – прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавливание, сжимание; раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание (пощипывание).
Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга. При вибрации массирующая рука передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих действий на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.
Точечный массаж - разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Особый вид логопедического массажа – зондовый. Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым. Елена Викторовна Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность воздействовать на пораженные участки артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.
Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день. При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.
Профессиональные массажисты не рекомендуют использовать смазывающие средства при массаже детей.
Перед тем как приступить к массажу, вымойте руки теплой водой с мылом, снимите кольца и другие украшения. Проверьте, хорошо ли у вас подстрижены ногти. Проверьте температуру воздуха в комнате, она должна быть не ниже 20-21 С. Не забывайте привлекать внимание ребенка, постоянно разговаривая с ним.
Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы, особенности артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка).
Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы. Массажные приемы должны быть просты и доступны.
Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
Схемы логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта. Каждое движение повторяется 3-4 раза.