МААМ-картинки

Нетрадиционные приёмы в работе логопеда «Игры с прищепками»

Наталья Багринцева
Нетрадиционные приёмы в работе логопеда «Игры с прищепками»

Нетрадиционные методы в работе логопеда.

Игры с прищепками.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования, проведенные М. М. Кольцовой, доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. А систематическая работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому совершенствование мелкой моторики детей способствует развитию их речи и интеллекта.

Публикация «Нетрадиционные приёмы в работе логопеда „Игры с прищепками“» размещена в разделах

Дети, которые приходят в речевые группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило у них отмечается моторная неловкость, неточность движений. Эти дети трудно усваивают двигательные процессы. Если у вашего ребенка слабо развита мелкая моторика рук, то игры с прищепками будут очень полезны для дошкольника. Сегодня во всех магазинах очень большой выбор различных игрушек: конструкторы, лего, головоломки, лото, большое разнообразие развивающих игр и т. д. В последнее время все большей популярностью у детей и их родителей пользуются игры с прищепками. Первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками Мария Монтессори. Но в то время играм с прищепками отводилась маленькая роль в её системе. В наше время промышленность выпускает огромное количество разнообразных прищепок, разных по цвету, размеру и дизайну, их все охотнее используют для развития ребенка, как дома, так и в детских дошкольных учреждениях. Игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Цели таких игр:

• Развивать мелкую моторику рук.

• Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

• Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.

• Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

• Закреплять знания лексических тем.

• Развивать творческое мышление, фантазию.

• Развивать память, мышление, воображение.

• Развивать связную речь.

Материал для игр:

• Разноцветные бельевые прищепки.

• Бельевая тонкая верёвка.

• Атласные цветные ленточки.

• Фланелеграф.

• Цветной картон, цветная бумага, ножницы.

• Цветные карандаши, толстые восковые карандаши, простой карандаш.

• Геометрические фигуры (из цветного картона, из математического набора для первоклассников, из математического набора Frobel).

Игра: "Назови правильно"

Оборудование: игрушки, цветные прищепки, схема из картона.

Задание: ребёнок называет игрушку, определяет местонахождение заданного звука в слове (в начале, середине, конце слова). Даёт характеристику звука и прикрепляет прищепку к схеме. Пример ответа: У меня в руках собака. Звук [C] находится в начале слова. Звук твёрдый, обозначается синим цветом. Прикрепляет прищепку синего цвета в начало схемы.

Игра: "Гласный-согласный"

Оборудование: предметные картинки, прищепки синего, зелёного и красного цвета.

Задание: ребёнок выбирает картинку, определяет первый и последний звуки в слове, соотносит цвет прищепки с выделенными звуками и прикрепляет их в начало и конец картинки. Пример ответа: У меня в руках утка. Первый звук в слове а-а-а. Мне нужна красная прищепка. Последний звук в слове а-а-а. Я возьму красную прищепку.

Игра "Придумай слоги"

Оборудование: цветные прищепки, буквы.

Задание: Логопед выставляет две прищепки. К соответствующей схеме дети подбирают слоги (в соответствии с изучаемым звуком). Например: МА, МО. Далее логопед просит подобрать буквы, которые соответствуют этим звукам и прикрепляют к ним цветовые сигналы-прищепки.

Игра "Подбери букву"

Оборудование: цветные прищепки, буквы, карточки-символы.

Задание: перед детьми выкладываются карточки-символы звуков. Например: комар ([ З], насос ([ C ]) и т. д. Логопед предлагает детям подобрать к каждой карточке соответствующую букву и скрепить прищепкой соответствующего цвета.

Примерный ответ: У меня в руках комарик. Я его возьму в руки и пойду искать букву З. А потом возьму синюю прищепку, потому что звук [ З] согласный, твёрдый.

Игра-соревнование "Разложи в два ряда"

Оборудование: цветные прищепки, предметные картинки.

Задание: Перед детьми выкладываются предметные картинки. В один ряд необходимо собрать картинки, которые начинаются с твёрдого согласного звука и скрепить прищепкой синего цвета. В другой ряд - картинки, которые начинаются с мягкого согласного, скрепив их прищепкой зелёного цвета. В игре могут участвовать 2, 3, 4 человека.

Игра "Составь схему"

Оборудование: цветные прищепки, карандаши.

Задание: После того, как логопед произносит слово, на стол выкладывается карандаш, обозначающий слово. Затем хлопками определяется количество слогов в слове. Под карандашом выкладываются короткие восковые карандаши. Сколько слогов, столько и карандашей. Затем составляется звуковой анализ каждого слога. К каждому восковому карандашу подбирается соответствующего цвета прищепка и прикрепляется.

По схеме задаются вопросы:

-Какой карандаш обозначает слово?

-Сколько слогов в этом слове?

-Сколько гласных звуков вы видите?

-Сколько согласных звуков в этом слове? и т. д.

Игра "Живое предложение"

Оборудование: цветные прищепки, сюжетная картина.

Задание: Логопед показывает детям сюжетную картинку. Они подбирают слова-действия и составляют предложения. Например: Мама моет посуду. Дети выстраиваются в ряд. Сколько слов в предложении, столько и детей выходит. По очереди они называют первое, второе и третье слово в предложении. Далее подходят к столу и каждый выкладывает схему предложения с помощью прищепок. Каждая прищепка - одно слово. Сцепляют прищепки друг с другом.

Игра "Наряди осеннее дерево"

Оборудование: цветные прищепки, осенние листья, дерево из картона или фанеры.

Задание: Дети по одному берут осенние листья и подбирая слова-определения, прикрепляют листок к веткам дерева.

Пример ответа: осень (дождливая, печальная, ветреная, холодная, урожайная и т. д)

Игра "Очистим озеро"

Оборудование: цветные прищепки, тонкая голубая ткань или кусок сетки, предметные картинки с изображением обитателей водоёмов, насекомых, пресмыкающихся.

Задание: На сетке или ткани цветными прищепками прикреплены картинки. Логопед предлагает детям очистить озеро от посторонних жителей. Дети по одному подходят и открепляют ту картинку, кто не живёт в озере.

Пример ответа: Я убираю комара, потому что он в озере не живёт.

Игра- соревнование "Собери урожай"

Оборудование: цветные прищепки, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, фланелеграф, к нему прикреплены цветные атласные ленточки.

Задание: Дети встают в две команды. Детям предлагается собрать урожай. одна команда собирает овощи, другая - фрукты. Под музыку, по одному из каждой команды подбегают к картинкам, выбирают нужную и прикрепляют к ленточкам прищепкой. Чья команда верно и быстро справилась с заданием, та и выиграла.

Игра "Собери бабочку"

Оборудование: цветные прищепки, цветная бумага или цветной картон, ножницы, простой карандаш, геометрические фигуры, картинка с изображением бабочки.

Задание: По заданию логопеда дети обводят геометрические фигуры: 1 жёлтый овал (туловище, 1 красный круг (голова, 2 зелёных треугольника и 2 голубых (крылья, 2 маленьких чёрных квадрата (глаза, 2 маленькие чёрные тонкие полоски (усики). Далее вырезают по контуру геометрические фигуры и выкладывают на столе бабочку. Чтобы фигурки не рассыпались, их можно скрепить прищепками. А так же прищепками дополнить части тела бабочки, например -усики.

Игра " Выучи считалку"

Оборудование: цветные прищепки, фланелеграф, с которого свисают атласные ленточки, предметные картинки.

Задание: Логопед читает считалку на закрепление изучаемого звука. Например: Раз, два, три, четыре. Мы считалочку учили: Мишка, кошка и матрёшка. Башня, пушка и гармошка.

В соответствии с текстом дети подбирают предметные картинки и прикрепляют их к цветным ленточкам прищепками. Далее заучивают считалку с опорой на наглядность. Аналогично можно заучивать чистоговорки, короткие стихотворения и т. д.

Нетрадиционные методы воздействия -это перспективное средство развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи. С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов у детей пробуждается интерес к занятиям, происходит обогащение активного словарного запаса, формирование связной речи. Речь ребёнка становится яркой и эмоциональной. Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И, конечно же, хвалите своего ребёнка.

Список используемой литературы:

1. Смирнова. Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. -М. :"Мозаика-Синтез",2004.

2. Волосовец. Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников---М. : Творческий центр Сфера, 2007.

Публикации по теме:

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками»Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» - для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песниМетодические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные приёмы в работе логопеда «Игры с прищепками»
Опубликовано: 14 января 2020 в 17:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД