МААМ-картинки

НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Надежда Панасюк
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;

- познакомить детей с профессией вулканолога;

- способствовать накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

-активизировать в речи детей слова: пемза, магма, жерло, кратер, лава.

Развивающие:

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Вулканы“» размещена в разделах

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;

- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление детей активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.

Методические приемы:

- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность.

Материалы:

-глобус, ткань, камни, пемза, чудесный мешочек, пластилин, стаканчики с водой, макет вулкана, тарелочки с содой и лимонной кислотой, ложечки, гуашь, кисточки, трубочки, шапочки, накидки, презентация.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем и вспомним наш девиз.

Всем, всем, добрый день.

Прочь с дороги наша лень.

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

А девиз наш таков:

«Больше дела, меньше слов!»

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется…

Дети: Земля.

Воспитатель: Верно. А вот и маленькая модель нашей Земли, как она называется?

Дети: Глобус

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено на глобусе синим цветом?

Дети: Моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым?

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? (Слайд № 1)

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …

Дети: Склон.

Воспитатель: Внизу находится подножие, или ещё его называют основание.

Воспитатель: Горы бывают очень высокими. Вы знаете самую высокую гору мира. (Слайд № 2)

Дети: Эверест.

Воспитатель: Да, её высота 8848 метров, и она каждый год растёт на 4 мм. Интересно, гора неживая, а растёт!

Ребята, а вы знаете, как образуются горы и почему они растут?

Ответы детей

Воспитатель: Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются горы. Давайте с вами попробуем их сделать. Возьмем ткань и представим, что это — земная кора. А сейчас приведите её в движение. Музыка 1

Дети выполняют движения под платком.

Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, одна плита находит на другую, и начинают расти «горы». Но со временем горы могут и разрушаться, давайте покажем, как это происходит. Встаньте в круг.

Физкультминутка “Гора” (Слайд № 3)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся камешки прочь. (дети отходят в сторону)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Ребята, а из чего состоят горы?

Дети: Из камней.

Посмотрите, какой у меня красивый мешочек. В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.

Дети достают камни (Слайд № 4)

В. : Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, твёрдый, крепкий и др.)

В. : Ребята, как вы думаете, а камни тонут или нет?

Ответы детей

В. : Давайте проверим, опустите камень в таз с водой, что с ним произошло?

Дети: Камень утонул.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что, он тяжелый.

Воспитатель: Верно. Ребята у меня еще есть необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?

Дети: Дырочки.

Воспитатель: Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем?

Дети: Он не утонул, как другие камни.

Воспитатель: А почему он не утонул?

Дети: Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.

Воспитатель: Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень?

Дети: Пемза.

Воспитатель: Пемза- это камень вулканического происхождения и мы сейчас узнаем, как она появляется.

Воспитатель: (Слайд№ 5) Ребята, посмотрите на экран, скажите, вы знаете, что это?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вспомните, что такое — вулкан?

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

Ребята, а вы знаете легенду о вулкане? Расскажите её нам.

(Слайд№ 6) Музыка 2

Дети рассказывают легенду:

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

А теперь давайте рассмотрим вулкан (Слайд № 7). (макет вулкана)

Какой формы вулкан? (конус).

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.

Когда вулканы «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.

Воспитатель: (Слайд № 8). Вулканы – несмотря на их грозность, очень красивые горы.

Туристы приезжают туда полюбоваться их красотой.

Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

Пемзу и другие вулканические камни используют для строительства зданий.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? (Слайд № 9).

Ответы детей

Воспитатель Да, ребята, вулканы бывают действующие, спящие, потухшие.

Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. Потухшие вулканы никогда не извергаются, молчат все время.

Воспитатель: Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Их называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда проснется.

А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Воспитатель:

- Проходите в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки и накидки) Вспоминаем правила работы при проведении опытов (Слайд № 10).

- Ребята, первый опыт проведу я сама, а затем вы повторите. Смотрите внимательно. (Слайд№ 11) Музыка 3

У меня макет вулкана большой, поэтому, я засыпаю в кратер 3 ложки пищевой соды, 3 чайных ложки лимонной кислоты. Для вязкости добавляю жидкого мыла. В стаканчик с водой добавляю краску, и заливаю в кратер вулкана.

Воспитатель: Ребята, кажется, наш вулкан оживает! Музыка 4

Воспитатель: Что вытекает из вулкана?

Дети: Лава

Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.

Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Тогда добавьте в свои вулканчики по одной ложечке соды и кислоты. Почему вам по одной, а я добавляла по три?

Дети: Потому что вулканчики маленькие. (д

(

(дети проводят опыт) Музыка 4 Воспитатель: Ребята, вулканы извергаются не только на суше, но и под водой.

Хотите посмотреть, как это происходит?

Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю сделать извержение подводного вулкана? Возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)

- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?

- Спасибо всем за работу. Ребята, посмотрите, а у нас есть ещё один вулкан, потухший. И лава в нём давно уже застыла. Угощайтесь. Музыка 5

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 21:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Панасюк (УИ 1457169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД