Оксана Реутова
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о живых объектах»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в подготовительной группе (дата проведения 23.11.2017)
Тема: Развитие связной речи. Составление описательных рассказов живых объектов (растения, животные)
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „Составление описательных рассказов о живых объектах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: развивать связную речь воспитанников при составлении описательного рассказа через изучение обитателей живой природы.
Задачи:
1. образовательные:
- обучать воспитанников составлению описательного рассказа;
2. развивающие :
- развивать у воспитанников умение рассказывать используя схему для описания;
3. воспитательные:
- воспитывать у воспитанников интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Оборудование: предметные картинки - ель, еж и крот; схемы для составления описательных рассказов; презентация, аудиозапись «звуки леса»
1) Организационный момент
Приветствие гостей –
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Воспитатель: Ребята, мы с вами проводим занятие по развитию речи, что мы делаем на таких занятиях (Ответы детей) - Мы учимся правильно говорить.
Что нам помогает говорить? - Нам помогает язычок.
Каждое утро мы с вами делаем зарядку, чтобы быть бодрыми и здоровыми, предлагаю вам выполнить гимнастику для вашего язычка (гимнастика «Кошка серая гуляла»)
Встаем в круг:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг - Природа!
Воспитатель: Сегодня мы с вами попадем в гости к жителям леса и попробуем научиться составлять описательные рассказы к живым объектам. Что можно отнести к живым объектам? (животных и растения). Что такое природа? (Ответы детей) Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей) Я предлагаю вам послушать сказку про крота.
2) Приглашение к экрану – воспитанников.
Но для начала ответьте мне, как вы думаете, где может жить крот? (Ответы детей) в лесу. Правильно.
В одном сказочном лесу (слайд 1…. Раз уж мы с вами в лесу предлагаю вам подышать ароматом леса. (аудиозапись «Звук леса»)
3) Дыхательная гимнастика «Вдыхает аромат леса»
…жил крот (щелчок).
Крот - подземный житель, редко выбирается на поверхность. Поэтому и не видит ничего. Вылез однажды крот на поверхность земли и оказался под елкой (слайд 2).
Тронул ее лапкой, укололся и обиделся: «За что, вы меня укололи, зачем сделали больно? Кто вы, как вас зовут?»
А елка ему отвечает: «Прости меня, крот. Я не хотела тебя обидеть. Просто родилась я с необычным нарядом - иголками. Я дерево и зовут меня елка».
Ребята, крот ничего не видит, давайте ему поможем представить, как выглядит елочка.
4) Переход к мольберту и рассматривание опорной схемы описания, описание живого объекта (елка)
(Ответы детей 2-3)
5) Возвращение к экрану.
Воспитатель: А я продолжу рассказывать сказку. Попрощался крот с елкой и уполз к себе под землю. Как-то стало скучно кроту под землей. Решил он снова на поверхность подняться. Вылез он наружу и оказался в том месте, где отдыхал ежик. (слайд 4)Тронул крот ежика лапкой, укололся, но не обиделся. Заулыбался и говорит: «Здравствуй, елка».
А ежик ему в ответ: «Я не елка. Я ежик».
«Но у тебя, же иголки, как у елки!» - воскликнул крот.
«Да, - ответил ежик, - я покрыт иголками. Но я не елка».
Ребята, крот ничего не видит, давайте ему поможем представить, как выглядит ежик.
6) Переход к мольберту и рассматривание опорной схемы описания, описание живого объекта (ежик)
(Ответы детей 2-3)
Задумался крот: «В чем же разница между елкой и ежиком?»
Ребята, а давайте поможем кроту разобраться, в чем разница? (переход к экрану)
7) Коллективное описание елки и ежа по наводящим вопросам педагога.
Рассматривание (слайд 5)
- Зачем у ежа иголки? (еж иголками защищается от врагов)
- Как еж спасается от врагов? (еж сворачивается шариком, выставляет иголки)
-Что ест ежик? (еж ест мышей, жучков, ягоды, траву, грибы)
-Если дотронешься до иголок ежа, то уколешься.
А чем еще можно уколоться? (елка, кактус, иголка, булавка)
- Какого цвета елка?
- А чем питается елка (дождевой водой и питательные вещества почвы)
- Что общего между ежом и елкой? (иголки; оба живые объекты; лесные обитатели)
- А чем они отличаются? (животное и дерево; размер; цвет; ножки)
В заключение педагог от имени крота просит детей описать его внешний вид (крот никогда себя не видел, а про его жизнь я вам расскажу).
Дети описывают внешние признаки крота, а воспитатель описывает некоторые особенности его жизнедеятельности (слайд 6)
- Ребята, а как выглядит крот? (небольшого размера, имеет великолепную шерсть (коричневая, черная, серая) глаза есть, но он не видит, ушки есть но он слабо слышит, лапы с большими когтями, нос заменяет кроту и глаза и уши)
- Чем питается крот? (дождевыми червями, жучками, мелкие ящерицы)
Заключение
Молодцы ребята. Теперь крот тоже знает, как он выглядит. (слайд 7)
Скажите, что мы сегодня с вами занимались?
Что вам понравилось?