Наталья Владимировна Рыбкина
НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Путешествие в город волшебной посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в город волшебной посуды»
Вид НОД: Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тип НОД: фронтальное.
Цель: Обогащать словарь детей по теме «Посуда»
Программные задачи:
Формировать представления детей о посуде, классифицировать её на кухонную, столовую, чайную. Закреплять умение детей образовывать относительные прилагательные и дать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды. Добиваться правильного согласования существительных с числительными. Упражнять в объяснении сложных слов. Познакомить детей с берестяной посудой. Обогатить словарь детей за счёт слов: береста, берестяная, берестяной, туесок. Совершенствовать навык выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Публикация «НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Путешествие в город волшебной посуды“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Оборудование:
Карта – путеводитель, демонстрационные картинки (газовая плита, обеденный стол, поднос); предметные картинки по теме «Посуда», мяч, посуда из различных материалов (деревянная, глиняная, металлическая, стеклянная, берестяная, фарфоровая и т. д., маски для инсценировки, карточки с цифрами, макет города волшебной посуды, чайный сервиз, «волшебное блюдце», яблоко, туесок с угощением.
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда», рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды, чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», русских народных сказок «Финист - ясный сокол», «Петушок и маслёнка». Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Горшок каши» Братьев Гримм; разучивание загадок по теме посуда, дидактические игры «Что лишнее», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда», «Что где лежит».
I. Вводная часть.
1. Психогимнастика: «Улыбка».
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей – это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева).
1.2. Организационный момент.
- Ребята, у меня для вас – сюрприз, посмотрите. Это очень ценная и редкая карта. Она укажет нам путь в город волшебной посуды. А прислал нам её, хозяин этого города, Иван Иванович. Он приглашает нас в гости. Но вся беда в том, что она попала под дождь и почти все условные знаки стёрлись и размылись, остались одни стрелочки, они и укажут нам путь. Чтобы побывать в городе волшебной посуды нужно восстановить карту. По дороге нас ожидают интересные задания и игры. Если мы сможем выполнить задания, карта будет восстановлена.
- Наше путешествие начинается (идём под музыку).
II. Основная часть.
2.1. «Расставь посуду по своим местам»
Подходим к доске. На доске 3 перевёрнутых картинки (поднос, стол, плита).
- Каждому из нас пришло письмо. (В письмах картинки с изображением посуды: чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, стакан, сахарница, ложка и вилка, заварочный чайник, блюдце и чашка, молочник.) Вот это письмо для меня. Возьмите каждый своё письмо. Давайте откроем конверт, и вы узнаете, что внутри.
- Что лежит в ваших конвертах?
- Как можно это всё назвать одним словом?
- Верно – это посуда.
- А вот и задание «Расставь посуду по своим местам» (переворачиваю картинки на доске). Кухонную посуду мы поставим на газовую плиту, столовую посуду на обеденный стол, чайную посуду на поднос.
- А сделать это нужно так. У меня чайник. Это кухонная посуда. Я поставлю его на газовую плиту.
- Поставь, Денис, свою посуду.
Дети расставляют посуду по местам.
- Назовите, кухонную посуду, которую вы видите? (Показываю, дети называют.)
- Посмотрите внимательно, какую ещё столовую посуду вы знаете?
- Чайная посуда – это … продолжите дальше.
- Мы справились с заданием, и часть карты восстановлена (наклеиваю часть карты). Мы можем продолжить наше путешествие, идите за мной ребята.
- Это музей. Чтобы в него попасть, нужно, назвать каких два слова спрятались в одном. Я бросаю мяч и называю одно слово, а вы говорите два слова.
2.2. Игра с мячом.
Овощерезка – овощи режет.
Скороварка – скоро варит.
Мясорубка – мясо рубит.
Соковыжималка – сок выжимает.
Рыбочистка – рыбу чистит.
Самовар – сам варит.
Яйцерезка – яйца режет.
Кофеварка – кофе варит.
Картофелечистка – картофель чистит.
2.3. Музей
- Я приглашаю вас на выставку в музей. Проходите, присаживайтесь. (Вспоминаем правила поведения в музее.)
- Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала её делали из глины и дерева. Потом появилась керамическая, стеклянная, металлическая, фарфоровая, пластмассовая и пластиковая.
- Каждая посуда сделана из определённого материала. Посмотрите на посуду, которая стоит на столе, и скажите, из какого материала она сделана, будьте внимательны, говорите не повторяясь.
- Ложка деревянная (Называю и показываю указкой.)
Дети называют посуду, и материал из которого она сделана.
На столе стоит берестяная посуда, накрытая салфеткой.
- Я хочу вам рассказать о посуде, которая сделана из коры берёзы (выставляю картинку с изображением берёзы, убираю салфетку) – бересты. Посуда из бересты удачно сочетает в себе удивительную красоту и практичность. Никакая посуда по красоте не сравнится с берестяной. Из красивой берестяной кружки так приятно в жаркий день выпить кваса или сока. Нет ничего лучше туеска из бересты для хранения круп. Туесок – это короб, коробка, банка. Нет ничего лучше берестяной солонки для соли, берестяной перечницы для перца и хлебницы для хлеба. Внутри берестяная посуда (открываю хлебницу) напоминает рисунок ствола берёзы. Продукты в берестяной посуде хранятся долго, хорошо сохраняют вкус и аромат. Полюбуйтесь, этой посудой, ребята. (Пауза)
- С какой посудой мы сегодня познакомились?
- Давайте расскажем вместе. Это (показываю) берестяная кружка, это берестяной туесок, это берестяная перечница, это берестяная хлебница.
- Молодцы, ребята! Подходите ко мне давайте разомнёмся перед дальней дорогой.
2.4. Физминутка
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом текста стихотворения.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче.
- Мы побывали в музее, давайте отметим на карте. (Приклеиваю часть карты).
- Продолжаем наше путешествие. (Дети идут под музыку.)
2.5. Препятствие
- У нас на пути препятствие, присаживайтесь на брёвнышко.
- Надо назвать, сколько посуды у нас на пути с помощью цифр-помощников.
(На фланелеграфе размещены карточки с изображением посуды и цифры.)
Дети называют: 2 тарелки, 3 тарелки, 7 тарелок.
- Хорошо ребята. Отмечаем на карте препятствие.
- Вставай, ребята, давайте продолжим путь. (Дети идут.)
- Перед нами поляна сказок. Сейчас мы расскажем, как спорила посуда. Вы превратитесь в посуду, а я буду рассказчик.
- Вокруг себя повернусь, и в посуду превращусь. (Дети поворачиваются вокруг себя и одевают маски.)
2.6. Инсценировка «Спор посуды»
Рассказчик
Вилка с ложкой поругались
Не могли понять ни как
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала:
Вилка
- Я котлеты и грибы человеку помогаю съесть одна без суеты.
Ложка
- Ну а кто же, помогает, есть бульоны и супы?
Рассказчик
- Ложка вилочку спросила.
Ложка
- Может - это тоже ты?
Нож
- Хватит ссориться соседки.
Рассказчик
- Нож пробормотал в ответ.
Нож
- Каждый точно в доме знает, что меня важнее нет. Если, помогать не буду, людям я варить обед, человек о вас забудет, словно вас на кухне нет.
Рассказчик
- Чайник вдруг как засвистит.
Чайник
-Стоп!
Рассказчик
- Посуде говорит.
Чайник
- Нам нужно всем, братцы, вместе спокойно разобраться.
Кастрюля
- Без кастрюли суп не сваришь – это ясно всем вокруг.
Поварёшка
- Поварёшкой наливать. Что тут можно вам сказать?
Тарелка
- Только, если нет тарелки, из чего все будут есть?
Чайник
- Главных нет на кухне точно. Это можно рассмотреть.
Тарелка
- Суп давно налит в тарелку, чем же можно его есть?
Вилка
- Может вилкой?
Ложка
- Что вы ложкой!
Чайник
- Это ясно вам теперь.
Нож
- Хлеба ложкой не нарезать, здесь нужны одни ножи.
Вилка
- Ну, а если на тарелку положили винегрет?
Поварёшка
- Поварёшкой вам не скушать – это, в общем, не секрет.
Вилка
- Здесь нужна простая вилка.
Стакан
- Ну, а сок пить из бутылки? Это право же смешно, не красиво и грешно. Нужен будет вам стакан и не кружка, и не таз.
Чайник
- Просветил немного вас.
Хозяюшка (Хозяин)
- Так, что вы не суетитесь, не ругайтесь, не деритесь. Вы на кухне все нужны и для каждого важны.
- Раз, два, три, четыре, пять
Превращаемся в ребят. (Дети снимают маски.)
- Быстро карту открываем,
Что на ней мы замечаем? (Это было последнее препятствие.) Карта восстановлена.
III. Заключительная часть
3.1. Город волшебной посуды- А вот и город волшебной посуды! (Разворачиваю силуэт города.) Здесь и живёт хозяин города Иван Иванович. У Ивана Ивановича есть шапка-невидимка. Он нас видит и слышит, а мы его нет. Он благодарит нас за то, что мы смогли восстановить карту и справиться со всеми заданиями, которые были у нас на пути (обращаю внимание на карту).
- Что вам больше всего понравилось по дороге в город, ребята? (Ответы детей.)
- Мне было с вами весело и интересно. Вы ребята молодцы, много знаете и умеете, поэтому смогли выполнить все задания.
- А посуда в этом городе волшебная! (Звучит музыка.)
- Красно яблоко беру и по блюдечку качу.
- Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку.
- А на блюдечке все луга видны,
И корабли на морях, все дороги на лугах.
И Иван Иванович с гостинцами в руках. (Показываю блюдце с изображением Ивана Ивановича с туеском.)
- Кто, догадался, где угощения для нас?
- Правильно, ребята, в берестяном туеске. (Беру туесок, открываю, там угощения).
Эти угощения для нас и мы заберём их с собой, ребята.
- Давайте скажем спасибо Ивану Ивановичу.
- Но каждый из нас знает, что в гостях хорошо, а дома лучше. Нам пора возвращаться домой. Шагайте за мной ребята.
- Ребята, помоги мне, пожалуйста, нести угощения.
Звучит музыка.