Гирфанова Светлана Александровна
Нравственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Определение нравственного воспитания.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [1]
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Публикация «Нравственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.
2. Цели и задачи нравственного воспитания.
3. Методы нравственного воспитания детей.
1. Б. Т. Лихачев:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству)
2. В. Г. Нечаева:
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин).
3. В. И. Логинова:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
4. Условия нравственного воспитания.
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
- методы воспитания следует применять тактично;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости;
- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
5. Формы организации нравственного воспитания детей.
Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания. Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.
Выделяются следующие формы воспитания нравственных качеств дошкольников в ДОО :
• непосредственная образовательная деятельность;
• педагогические проекты;
• мастер-классы;
• кружковая деятельность;
• досуги, развлечения;
• экскурсии;
• конкурсы, выставки. [18]
6. Содержание нравственного воспитания.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя : патриотизм - любовь к Родине, ее природе, людям, уважения к ним и их труду, к своему дому; начала интернационализма, коллективизм и гуманизм, дисциплинированность и культура поведения, трудолюбие, воспитание волевых черт характера и положительных моральных качеств личности.
7. Средства нравственного воспитания детей.
Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова).
Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Природа (С. Н. Николаева, В. Г. Фокина).
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.
Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.