Елена Дякина
Планирование регионального компонента в рамках ОО «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Направление образовательной области «Региональный компонент»
Тематический блок «Мой детский сад»
Цель блока: формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, создание условий для активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития инициативы и самостоятельности.
Задачи блока:
Публикация «Планирование регионального компонента в рамках ОО „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Способствовать активизации детей к размышлению: «Моя группа - что это такое?»; проявлению инициативы детей исследовать центры творчества, и по своему желанию обустроить различные уголки группы; разработке и освоению правил поведения в группе.
Способствовать инициативе детей исследовать здание, территорию детского сада. Развивать способности детей к согласованию инициатив и интересов.
Создавать условия для социализации детей, осваивая пространство детского сада. Вовлекать детей в освоение мира профессий ДОО.
Побуждать к рассуждению, развивать диалогическую речь.
Способствовать активизации детей к размышлению: «Мой детский сад - что это такое?»; разработке и освоению правил поведения в ДОО.
Примерный срок реализации блока: 2 недели.
Содержание блока:
Моя группа - моя гордость, что особенного в моей группе? Что могу показать интересного в группе, чему могу научить товарища (гостя? Чем могу порадовать малышей? Чтобы было красиво, нужно… За соседними дверями… (кого (что) могу увидеть, с кем (с чем) познакомиться, поиграть, поплясать, порисовать и др. (что-то сделать). Как живут соседи? (группа на соседнем участке). Что интересного узнали? Встречаем друзей: чем можем порадовать? Чему можно их научить, во что поиграть, что подарить? В каких местах детского сада мы не бывали? Что для этого нужно сделать? Зачем нам воспитатель, няня? Если бы я был воспитателем, то я… Если что-нибудь сломается, кто поможет? Нужен ли Айболит в детском саду? Важно ли вкусно готовить пищу? Какие профессии нужны детскому саду? Какой он – детский сад? Опиши портрет детского сада. Каждого человека есть имя, а у садика? Как бы ты назвал? Чтобы ты хотел поменять в своем детском саду? Чем могу быть полезен детскому саду?
Временной
промежуток Тема проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Сотрудничество с семьей Обогащение РППС
Сентябрь
1 неделя Я и мой детский сад Моя группа - моя гордость, что особенного в моей группе? Образовательная ситуация: «Я и мой детский сад». Участие родителей в подготовке и проведении. Предметы детского дизайна.
План-схема : группа – детский сад (любимые места обитания).
Картасхема: «Изучаем территорию детского сада».
Элементы оформления к празднику, украшение территории, группы; изготовление открыток.
2 неделя Что могу показать интересного в группе, чему могу научить товарища (гостя? Беседа-размышление. Помощь родителей в создании фото отчета: «За что люблю свой детский сад».
3 неделя Чем могу порадовать малышей? Презентация любимой деятельности (умеешь сам, научи другого). Участие родителей в подготовке и проведении.
4 неделя Как живут соседи? (группа на соседнем участке). Оформление плана-схемы : группа – детский сад Помощь родителей в создании фото отчета.
5 неделя Встречаем друзей, чем можем порадовать? Мини проект: «Встречаем друзей» или «Лучшая площадка». Участие родителей в подготовке и проведении.
Тематический блок «Моя улица/микрорайон»
Цель блока:
активизировать познавательный интерес детей и родителей к объектам социального мира.
Задачи блока:
Развивать умение видеть и находить необычное, удивительное и значимое в окружающей действительности микрорайона, развивать умение детей ориентироваться в микрорайоне и близлежащих улицах города. Способствовать усвоению детьми ценности сопереживания, сотрудничества. Воспитывать заботливое отношение к окружающему, стремление принимать участие в благоустройстве микрорайона.
Примерный срок реализации блока: 1 неделя.
Содержание блока:
Что бы я изменил в своей комнате? Какой дом я построю в будущем? Какие мои обязанности по дому? Зачем нужен домашний адрес? Чем знаменита и чем отличается моя улица от других? Какой был микрорайон раньше? Что нового в моем микрорайоне (памятники, магазины, аптеки, парикмахерские и т. д.). Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?
Временной
промежуток Тема проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Сотрудничество с семьей Обогащение РППС
Октябрь
1 неделя «Моя улица/микрорайон» Что бы я изменил в своей комнате? Образовательная ситуация «Приглашение на день рождения». Наблюдение за объектами микрорайона. Выставка работ «Улица в будущем».
Макеты домов для сюжетно-ролевых игр. Макет микрорайона. Тематическая папка «Какие бывают дома?»
2 неделя Какой дом я построю в будущем? Коллективное составление рассказа «Дом будущего». Беседа об истории улицы, микрорайона, «игры нашего двора».
3 неделя Какие мои обязанности по дому? Сюжетноролевые/ дидактические игры: «Строим новый микрорайон будущего», Совместное конструирование из пластиковых бутылок, бумажных пакетов, спичек и др. материала «Дом моей мечты». Акция «Озелени свою улицу».
4 неделя Зачем нужен домашний адрес? Работа с макетом микрорайона «Найди свой дом», «Назови адрес парикмахерской, магазина и т. д.», «Как пройти к почте, аптеке, поликлинике». Наблюдение за объектами микрорайона.
Ноябрь
1 неделя Чем знаменита и чем отличается моя улица от других? Встреча со знаменитыми людьми микрорайона. Беседа об истории улицы, микрорайона, «игры нашего двора».
2 неделя Какой был микрорайон раньше? Дидактические игры «Назови улицу по описанию», «Узнай улицу по фотографии», «Один, два, три – родную улицу найди». Совместное конструирование из пластиковых бутылок, бумажных пакетов, спичек и др. материала «Дом моей мечты». Акция «Озелени свою улицу».
3 неделя Что нового в моем микрорайоне (памятники, магазины, аптеки, парикмахерские и т. д.). «Путешествие в будущее». Наблюдение за объектами микрорайона.
4 неделя Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения? Экскурсии по микрорайону. Беседа об истории улицы, микрорайона, «игры нашего двора».
Тематический блок «Мой город/ станица»
Цель блока:
формирование установки положительного отношения к своему городу (станице).
Задачи блока:
Развивать социальные представления и чувства у детей. Возбуждать интерес к истории, современности и будущему родного города (станицы). Развивать воображение детей.
Примерный срок реализации блока: 2 недели.
Содержание блока:
Путешествие по карте города. О чем расскажут названия улиц? Про какие места говорят: «святые»? Как ты понимаешь это слово? Церкви, монастыри, святые источники. Какие архитектурные памятники ты хотел бы оставить в будущем? Какими будут строения города (станицы) в будущем? Какие названия будут носить новые улицы в будущем? Театры, дома культуры, музеи, библиотеки. Что с ними будет в будущем? Каким ты представляешь театр будущего? Кто там актеры? Какими будут библиотеки? Будут ли в будущем парки? Какие? Как будет поддерживаться порядок? Какие животные будут обитать в городе будущего? Каких знаменитых людей города ты знаешь? Чем они прославились? Чем занимались горожане в годы ВОВ? А есть ли герои других войн? Какие героические профессии существуют? А есть ли такие люди в нашем городе (станице? Какие профессии останутся в будущем и какие появятся еще? Чем ты можешь прославить свой город (станицу, когда вырастешь? Что такое символика? Герб, флаг города – о чем они рассказывают? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как профессии могут отражаться в символах? А животный мир? Природа? Какой ты представляешь свою символику?
Временной
промежуток Тема проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Обогащение РППС
Декабрь
1 неделя «Мой город из прошлого в будущее» День 4-х вопросов Что мы знаем о своем городе (станице? Что с этим можно делать? Что мы хотим знать о городе (станице? Что нужно сделать, чтобы узнать? Организация образовательной ситуации Заготовка для будущей книги «Город будущего».
2 неделя «Архитектура города (станицы) вчера, сегодня, завтра» Путешествие по карте города. О чем расскажут названия улиц? Про какие места говорят: «святые»? Как ты понимаешь это слово? Церкви, монастыри, святые источники. Какие архитектурные памятники ты хотел бы оставить в будущем? Какими будут строения города (станицы) в будущем? Какие названия будут носить новые улицы в будущем? Начало долгосрочного проекта «Мой город в будущем». Рисование городской архитектуры в будущем Набор фантастических картинок с изображением жизни горожан в будущем.
3 неделя «Важные места моего города (станицы)» Театры, дома культуры, музеи, библиотеки. Что с ними будет в будущем? Каким ты представляешь театр будущего? Кто там актеры? Какими будут библиотеки? Будут ли в будущем парки? Какие? Как будет поддерживаться порядок? Какие животные будут обитать в городе будущего? Выработка правил «Как вести себя в музее (театре, на выставке)» в виде системы знаков. Экскурсия в музей. Продолжаем долгосрочный проект «Мой город в будущем» - рисование важных мест города в будущем. Набор знаков-правил поведения в «храмах» культуры Новые страницы книги.
4 неделя «Гордость нашего города (станицы)» Каких знаменитых людей города ты знаешь? Чем они прославились? Чем занимались горожане в годы ВОВ? А есть ли герои других войн? Рисование (или изготовление коллажей) «Героические профессии горожан сегодня и в будущем». Фотографии известных людей города (станицы). Новые страницы книги.
5 неделя Какие героические профессии существуют? А есть ли такие люди в нашем городе (станице? Какие профессии останутся в будущем и какие появятся еще? Чем ты можешь прославить свой город (станицу, когда вырастешь?
Январь
1 неделя «История города, символика»
Что такое символика? Герб, флаг города – о чем они рассказывают? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как профессии могут отражаться в символах? Изготовление различной символики. Составление символики города (станицы) в будущем (рисование, аппликация и т. п.). Создание обложки будущей книги. Новые страницы.
2 неделя А животный мир? Природа? Какой ты представляешь свою символику?
3 неделя «Мой город – самый, самый!»
Обобщение по теме. Защита проекта «Мой город в будущем». Конкурс рисунка «Мой прекрасный город в будущем».
Тематический блок «Мой край»
Цель блока:
формирование установки положительного отношения к своему родному краю.
Задачи блока:
Продолжать знакомить детей с историей родного края, основными ритуалами, обрядами и традициями, нравственными идеалами кубанского этноса, формировать представление о своей этнической принадлежности. Развивать познавательный интерес, вербальный и эмоциональный контакт, навыки организации самостоятельной игровой деятельности. Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Кубани, толерантное отношение к людям других национальностей.
Примерный срок реализации блока: 2 недели.
Содержание блока:
Моя этническая принадлежность. Я и мои сверстники: этика межнационального общения. Кубанское казачество: составляющие традиционной культуры (воинские праздники и обряды; традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье; формы досуга; особенности в верованиях и языке). Мальчик и девочка в кубанской семье: особенности воспитания. Духовные ценности и нравственные идеалы кубанского казачества. Жизненные подвиги народов Кубани. Народные праздники.
Временной
промежуток Тема проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Сотрудничество с семьей Обогащение РППС
Февраль
1 неделя «Казачий край силён традициями» Моя этническая принадлежность. Игровые образовательные ситуации «Я и другие народы: будем вместе дружить», «Как воспитывали казака (девочку и мальчика)», «Подвиги земляков во время ВОВ». Виртуальные путешествия в прошлое «Воинские обряды и праздники казака». Поручить родителям подобрать кубанские пословицы и поговорки и выучить их с ребёнком. Совместно с ребё нком нарисовать рисунки об истории Кубани: «Портрет казака (казачки)», «Конь – друг казака», «Шашка казака», «Казачий курень», «Семья казака», «Девочка и мальчик в казачьей семье» и др. по выбору для ленты истории Кубани. Выучить с ребёнком стихотворение С. Донченко «Идёт по улице казак». Подготовить военные фотографии, имеющиеся в доме, и реликвии семьи, рассказать ребёнку о воинах-предках.
Государственная символика Кубани (флаг, герб, гимн). Буклеты о различных городах края. Карта Кубани с возможностью дополнения её рисунками, моделями, создаваемыми детьми. Портреты героев Кубани (войны и труда). Иллюстрации, видеоматериалы о военных походах, оружии, предметах быта и уклада жизни казаков. Фонотеки с аудиозаписями народных колыбельных песен, казачьих преданий, песен и пр. Народные костюмы казака и казачки для ряжения, аксессуары. Атрибуты для кубанских народных игр. Наборы декораций для театров и сюжетно-ролевых игр. Настольные игры казачьей тематики. Мини-музей старинных вещей. Предметы декоративноприкладного искусства Кубани. Детская художественная литература о Кубани.
2 неделя Я и мои сверстники: этика межнационального общения. Экскурсии к памятникам павших героев. Встречи с казаком («Гость группы») «Казачьи заповеди».
3 неделя Кубанское казачество: составляющие традиционной культуры (воинские праздники и обряды; традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье; формы досуга; особенности в верованиях и языке). Конкурс «Кто больше знает казачьих пословиц и поговорок?». Сюжетно-ролевые игры «Проводы казака», «Военный поход», «Дочки-матери», «Гости» (традиции гостеприимства).
4 неделя
Март
1 неделя Мальчик и девочка в кубанской семье: особенности воспитания. Слушание и пение кубанских военно-бытовых песен ко Дню Победы. Инсценировки кубанских фольклорных песен «Куркачеботурка», «Про блины», «Черноморочка» и т. д. Игры-драматизации: «Казак на охоте», «Военные сборы
2 неделя казака» и др.
3 неделя Духовные ценности и нравственные идеалы кубанского казачества. Дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Города Краснодарского края», «Орудия труда казака», «Приготовь воину доспехи», «Вместе дружная семья» (национальности кубанской земли, «Произнеси слово на казачьем диалекте». Народные подвижные игры: «Самый ловкий», «Игра в шапку», «Казаки», «Всадники», «Коромысло», «Папаха» и др.
4 неделя Жизненные подвиги народов Кубани. Художественная деятельность: «Воинская слава казака», «В дозоре» (рисование, изготовление кукол из соломы (ручной труд, «Украсим кокошник», «Оружие казака» (аппликация) Лента истории Кубани в рисунках детей «Традиции и ритуалы казачества».
5 неделя Народные праздники Фольклорный досуг «Защитники земли кубанской».
Тематический блок «Моя страна»
Цель блока:
формирование установки положительного отношения к своей стране, миру.
Задачи блока:
Поддерживать инициативу и желание познавать историю, культуру и достижения своей страны. Развивать толерантность по отношению к людям разной национальности. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Примерный срок реализации блока: 2 недели.
Содержание блока:
Какой был транспорт на Руси? Какой транспорт бывает? Какой транспорт будет в будущем? Какие дома на Руси? Из чего строили жилище? Какое жилище бывает? Какие сегодня строят дома? Из какого материала строят дома? Какие дома будут в будущем? Какие национальности проживают в России? В чем ходили на Руси? Какие национальные костюмы? Какую одежду носят сегодня? Какая одежда будет в будущем? Чем занимались люди на Руси? Какие полезные ископаемые добывают сегодня? Чем я хочу заниматься в будущем? Какие были игрушки на Руси? В какие игры играли дети раньше? Какие игрушки сегодня? Какие игрушки будут в будущем? Какие национальные блюда были на Руси? Какие блюда сегодня, в будущем? Как люди защищали страну раньше? Какие крепости строили? Как защищают сегодня? Как я буду защищать Родину, когда вырасту?
Временной
промежуток Тема
проекта Содержание образовательной деятельности Формы организации образовательной деятельности Сотрудничество с семьей Обогащение РППС
Апрель
1 неделя «Транспорт в моей стране» Какой был транспорт на Руси? Какой транспорт бывает? Какой транспорт будет в будущем? Образовательная ситуация «Путешествие по России».
Рисование «Транспорт для путешествий». Изготовление транспорта из разного материала. Модели, игрушки разного транспорта, фотографии транспорта.
2 неделя «Жилище людей моей страны» Какие дома на Руси? Из чего строили жилище? Какое жилище бывает? Какие сегодня строят дома? Из какого материала строят дома? Какие дома будут в будущем? Сюжетно-ролевая игра «Строители». Продуктивная деятельность «Дом будущего». Изготовление макета жилища. Альбом «Национальные дома»
3 неделя «Национальная одежда» Какие национальности проживают в России? В чем ходили на Руси? Какие национальные костюмы? Какую одежду носят сегодня? Какая одежда будет в будущем? Коллективный коллаж «Национальные костюмы народов России». Рисование «Я модельер одежды будущего»
Фотографии «Народы России, их одежда и традиции». Куклы в национальных костюмах. Папка с картинками «Из истории русского народного костюма».
4 неделя «Промыслы России» Чем занимались люди на Руси? Какие полезные ископаемые добывают сегодня? Чем я хочу заниматься в будущем? Совместный рассказ «Чем будут заниматься люди в будущем». Чтение рассказов о труде людей. Предметы старины: обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);
Май
1 неделя «Игрушки России» Какие были игрушки на Руси? В какие игры играли дети раньше? Какие игрушки сегодня? Какие игрушки будут в будущем? Изготовление игрушек старины. Русские народные игры. Рассказы родителей об игрушках своего детства. Разучивание народных игр Предметы старины: русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи, куклы из деревянных чурбачков). Альбом с фотографиями игрушек в разные времена.
2 неделя «Кухня России» Какие национальные блюда были на Руси? Какие блюда сегодня, в будущем? Рассказ о блюдах, приготовленных дома с родителями, с показом фотографий. Приготовление национальных блюд. Фотографии приготовленных блюд. Альбом с национальными блюдами России.
3 неделя «Безопасность моей страны» Как люди защищали страну раньше? Какие крепости строили? Строительство крепости из разного строительного материала.
Беседа «Как дедушка и папа (другие родственники) защищали(-ют) Родину». Иллюстрации и тематические папки «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война».
4 неделя Как защищают сегодня? Как я буду защищать Родину, когда вырасту? Рассказ «Как я буду защищать Родину».