Виктория Радуль
Конспект ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид:
Формирование целостной картины мира (предметное окружение)
Тема:
«Путешествие в прошлое лампочки»
Цель:
Формировать у детей начальные знания о природном и социальном мире, в котором он живет.
Задачи:
Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим „Путешествие в прошлое лампочки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
Игровая, речевая, познавательная, восприятие художественного слова.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная доска, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением).
Организация образовательной деятельности:
Сегодня собираясь на работу, у меня в доме погас свет и мне пришлось, одеваться в полной темноте. И я подумала, а что бы ребята мне посоветовали в этой ситуации (ответы детей). Молодцы вы мне дали очень хорошие советы. А потом я подумала, а знают ли ребята, как появилась электрическая лампочка? (нет не знаем). А хотите узнать (хотим). Тогда я предлагаю вам отправится в путешествие в прошлое электрической лампочки.
Ребята если это путешествие в прошлое, то как вы думаете на чем мы могли бы его совершить? (машина времени). Конечно это вы здорово придумали. У нас, как раз есть машина времени. (садимся на машину и переносимся в прошлое, под галактическую музыку)
1 слайд (пещера с древними людьми) Ребята посмотрите мы попали с вами в каменный век. Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь (костер, на котором готовили пищу и у которого грелись). От костра в пещере становилось светло и тепло. А как вы думаете, человеку трудно было ходить ночью? Почему?»
Дети: «Ничего не видно, темно».
Воспитатель: «Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей). Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Это первый свет. Который появился у людей. (переносимся дальше)
2 слайд (палки- факелы)
А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар (летим дальше)
3 слайд (лучина)
Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Ответы детей). Это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? (Ответы детей). Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень-то было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках».
Воспитатель зажигает лучину; дети наблюдают, как она горит. Он обращает внимание на то, что от нее мало света, она быстро сгорает и коптит. Воспитатель: «Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо видно? Надолго ли хватит лучины?» (Ответы детей).(поиграем немного и полетим дальше)
4 слайд
Физминутка.
5 слайд (свеча)
Воспитатель: «Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо видно? Надолго ли хватит лучины?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Прошли годы, и человек придумал свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток».
Затем воспитатель зажигает свечу, спрашивает: «Как вы думаете, чем неудобна свеча?»
Дети: «Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света». (летим дальше)
6 слайд (керосиновая лампа)
Воспитатель: «Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы, которые заправляли керосином, полученного из нефти. Такие лампы ставили на стол, вещали на стены. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной». Объясняет принцип ее действия.
Воспитатель: «Кто видел керосиновую лампу? Она удобнее, чем свеча? (Ответы детей). Да, с такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер». (летим дальше)
7 слайд (лампочка)
Воспитатель: «Прошло много лет, но человек продолжал искать новые способы удобного освещения своего жилища. Так русский инженер Александр Ладынин создал электрическую лампочку, которая горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет!
Долго может гореть такая лампочка? Она удобнее, чем керосиновая? Чем? В настоящее время в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и т. д.».
Воспитатель: «Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах горит свет, по вечерам освещаются фонарями улицы. Это так удобно. Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы, нужно знать правила обращения с ними. Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
Рефлексия
Нам пора возвращаться в группу. Ребята, а напомните мне куда мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали? Как вы думаете, зачем нам эти знания? Понравилось вам наше путешествие? Расскажите ли вы об этом дома?