Папки-передвижки

Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха

Фатима Козаева
Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха

Аннотация. В настоящей статье оценивается результативность психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих минимальные слуховые отклонения. Проанализирована специфика методологии психолого-педагогического, а также медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; минимальные нарушения слуха; модель сопровождения; медико-социальное сопровождение; специальное образование; диагностическое, просветительское, коррекционное, информационное и консультативное направления работы; сурдопедагог.

Публикация «Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха» размещена в разделах

В Российской Федерации сформирована и эффективно работает система специального образования, направленная на то, чтобы удовлетворять особенные образовательные потребности детей, имеющих разнообразные отклонения в развитии. Но эта система ориентирована главным образом на детей, у которых отмечаются наиболее выраженные отклонения развития. при этом в России возрастает число детей, имеющих небольшие нарушения развития. В связи с несущественной выраженностью отклонений эти дети учатся в дошкольных и школьных организациях общего типа, в результате чего они отстают в успеваемости и с трудом усваивают учебный материал. В результате у них появляются сложности с обучением и пропадает интерес к обучению [4, с. 94].

Ключевая задача психолого-медико-педагогического сопровождения такой категории детей состоит в том, чтобы обеспечить им качественное, доступное и поступательное развитие, в ходе которого во внимание принимались бы их возможности. Кроме того, одной из основных задач является выработать в них способность к социальной адаптации, которая потребуется им, когда они пойдут учиться в школе.

Коллективу педагогов необходимо выстроить структуру сопровождения данной категории детей по принципу единства коррекции и диагностики. Работая с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимо обеспечение комплексного системного подхода, при котором все сотрудники ДОУ будут стремиться к достижению единой цели.

Сопровождение детей с отклонениями в развитии осуществляют профессионалы, которые знают все об их психофизиологических особенностях. В частности, в этой деятельности огромно значение инструктора по физической культуре, учителя-эколога, музыкального руководителя, педагога-психолога, сурдопедагога, педагогов-воспитателей. Процесс сопровождения направлен на то, чтобы:

-сформировать предметно-развивающее образовательное пространство;

- обеспечить материально-техническуюбазу;

-составить индивидуальные программы воспитательного, образовательного и развивающего характера;

-в обязательном порядке рассказывать родителям о педагогических приёмах взаимодействия с детьми, а также приемах развивающих занятий на дому.

Указанные цели позволили выработать чёткую систему деятельности[2, с. 28].

В эту систему входит 4 главных направления:

I. Образовательно-воспитательная и развивающая деятельность.

II. Деятельность в области коррекции отклоняющихся функций.

III. Проведение мероприятий оздоровительно-восстановительного характера.

IV. Обеспечение социальной адаптации и интеграции в социум.

Общеизвестно, что отклонение в работе разнообразных анализаторов (в нашем случае слуховых) в детском возрасте является деструктивным для нормального психологического развития и личностного становления детей, в результате чего развиваются аномалии, то есть появляются нарушения и недостатки, связанные с неправильным функционированием анализаторов.

В связи с этим у детей с отклонениями в разнообразных анализаторах необходимо выявить первичный недостаток, появившийся под влиянием определенного фактора, а также комплекс вторичных, появившихся в процессе развития ребенка под воздействием изначального отклонения.

Если анализатор не функционирует вообще, ряд связанных с ним психических функций (в данном случае речевых) может не развиться вовсе. Так происходит, если отклонение появляется в ходе внутриутробного развития плода или на начальных периодах жизни младенца [1, с. 97].

Если частичное отклонение в работе анализатора происходит в раннем детстве, связанные с ним функции психики могут развиться внекоторых случаях, но запоздало и, как правило, не полностью.

Для того чтобы корректно организовать коррекционно-развивающую деятельность с такими детьми, следует разделить их на несколько групп:

- ранооглохшие дети, которые являются глухими и без речи;

-позднооглохшие дети, являющиеся глухими, но с сохранившейся речью;

- слабослышащие дети;

- дети - кохлеарные импланты.

Из-за врожденных либо приобретенных слуховых отклонений у детей нарушается речь, в связи с чем детям бывает сложно адаптироваться и активно взаимодействовать с окружающими людьми. Однако если вовремя скорректировать и направить речевое развитие глухого или слабослышащего ребенка, его можно обучить и чтению, и говорению, и письму. Поэтому должна быть обязательно правильно выстроена работа всех специалистов, включая логопедов, сурдологов, учителей физкультуры и музыки.

Рассмотрим, что влияет на степень речевого развития ребенка со слуховыми отклонениями.

На речевое развитие ребенка со слуховыми нарушениями влияет несколько факторов.

Чем существеннее отклонение, тем хуже происходит речевое развитие ребенка.

Период появления слухового отклонения. В случае, если ребенок глухой от рождения или утратил слух до того как научился говорить, он, вероятнее всего, не сможет научиться говорить и будет использовать для общения язык жестов. Если слух значительно снижается или утрачивается после того как у ребенка сформировалась речь и до 5-6-летнего возраста он прекращает разговаривать через 4-5 месяцев. В случаях, когда слух утрачивается после того как ребенок достиг шестилетнего возраста, речь полностью, как правило, не пропадает. Однако у таких детей не происходит пополнения лексического запаса – наоборот, он со временем беднеет. Это, в свою очередь, приводит к проблемам с произношением, ребенок неправильно интонирует свою речь и неверно ставит ударения. В связи с этим, для того чтобы подготовить такого ребенка к социальной жизни, очень важно, чтобы ему была обеспечена грамотная логопедическая, сурдопедагогическая помощь.

Как правило, дети со слуховыми отклонениями пользуются слуховыми аппаратами. Аппараты бывают как внешние (носимые, так и встраиваемые в улитку внутреннего уха. Второй вид слуховых аппаратов называется кохлеарные импланты. Эти приспособления в большой степени облегчают жизнь детей, так как благодаря им дети могут научиться говорить не хуже людей, у которых нет подобных проблем.

Дети со слуховыми отклонениями сталкиваются с самыми разнообразными речевыми проблемами.

Чаще всего встречаются такие логопедические проблем, как:

Появление фонетико-фонематических отклонений: ребенок некорректно произносит звуки, заменяет или искажает их;

У ребенка не развивается лексический запас, в особенности в сфере понятий абстрактного характера;

У ребенка отсутствует смысловая точность слов, он сужает или расширяет их значение;

Речь становится несвязной, ребенок не может выстраивать предложения или фразы;

Ребенок некорректно согласует слова и пр.

Дети со слуховыми отклонениями нередко сталкиваются со сложностями при обучении письму. Они часто путают звуки в произносимых словах смешивают «ь» и «ъ», не пишут окончания слов, опускают гласные и пр. кроме того, им становится сложно понимать разъяснения педагога, а также прочитанный текст.

Рассмотрим, какими должны быть условия и формы выстраивания работы с ребенком, имеющим слуховые отклонения.

Ребенок с несущественными слуховыми отклонениями (который не может распознавать звуки до 50 Дб) может ходить в обычные ДОУ, общеобразовательные школы и, если есть такая необходимость, заниматься с логопедом в поликлинике по месту жительства или в образовательном учреждении. В случае, если проблемы более существенные (ребенок не слышит звуки от 50 до 70 дБ на дистанции до 1 м, ребенку нужен слуховой аппарат. Однако он тоже может учиться в образовательных учреждениях с детьми, у которых слуховые нарушения отсутствуют.

Детям с более значительными слуховыми отклонениями, в том числе полностью глухим (которые не слышат звуки от 80 Дб, даже если у них есть слуховой аппарат или была сделана кохлеарная имплантация, следует посещать коррекционные ДОО и школы, обучающие по специальным методикам. Для таких детей предусмотрена разработка индивидуальных образовательных программ и программ, направленных на развитие речи.

Рассмотрим специфику логопедической работы с ребенком, имеющим слуховые отклонения.

Прежде чем начинать работать с таким ребенком, логопеду необходимо провести диагностику с целью установления текущего уровня речевого развития и имеющихся отклонений. Затем, руководствуясь полученными данными, специалист должен разработать индивидуальный план логопедических занятий с ребенком. Логопеду в его работе должны всячески содействовать родители ребенка, психологи, воспитатели и учителя, а также медицинские работники.

Существует несколько направлений работы логопедов с ребенком, имеющим слуховые отклонения :

Необходимо поставить ребенку правильное произношение, развить членораздельную, внятную, понятную другим речь;

Научить ребенка распознавать слова и звуки в потоке речи, различать интонацию;

Важно сформировать грамматически корректную, связную речь;

Следует расширить лексический запас ребенка;

Необходимо обучить ребенка чтению и выработать в нем умение понимать прочитанный текст;

Следует осуществлять профилактику и коррекцию нарушений письма.

При этом логопед должен постоянно корректировать, изменять, и дополнять индивидуальную программу речевого развития, принимая во внимание достигнутые результаты. Для того чтобы выявить текущий уровень развития речи, ребенку следует сдать тесты в самом начале и в самом конце учебного года.

Таким образом, коррекционно-реабилитационную работу необходимо начать сразу после того как был поставлен диагноз. В зависимости от особенностей и тяжести отклонения терапию можно проводить несколькими способами, которые включают в себя:

консервативную терапию;

слухопротезирование при помощи слуховых аппаратов;

применение верботонального метода, при котором используется специальная акустическая аппаратура, позволяющая стимулировать слуховое восприятие;

проведение хирургического лечения, включая названную выше кохлеарную имплантацию.

Наряду с медицинскими и техническими методами, существенными компонентами реабилитации детей со слуховыми отклонениями при нарушениях слуха у детей выступают :

Проведение психолого-педагогической реабилитации, цель которой – развить у ребенка речь, слух и мышление.

Проведение социально-психологической реабилитации, целью которой является полная социальная адаптация детей в обществе.

Проведение физической реабилитации, посредством которой у детей с нарушениями слуха вырабатываются двигательно-координационные способности и происходит общее укрепление организма и здоровья.

В терапии тяжелых слуховых отклонений у ребенка участвует большое количество врачей разных специальностей. Этоневропатологи, сурдологи, аудиологи, оториноларингологи. Проведение реабилитационных мероприятий подразумевает необходимость привлечения специалистов из таких сфер, как детская психология, социальная педагогика, сурпедагогика, логопедия, дефектология.

Большое количество исследований в сфере детской сурдологии и аудиологии доказывают, что разработанные на сегодняшний день методики реабилитации обеспечивают максимально высокие результаты терапии, а также способствуют значительному улучшению качества жизни детей со слуховыми отклонениями.

Таким образом, с учетом данных методик проводимая в учреждениях работа будет достаточно эффективна, что предполагает значительный социальный эффект.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богомильский М. Р., Сапожников ЯМ. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. -М, 2019.

2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М. : Просвещение, 2018. -143 с.

3. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха : Метод, рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. - СПб. : Детство-Пресс, 2018. - 64 с.

4. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. - СПб., 2019.

5. Миронова Э. В. Оглохшие (поздно-оглохшие) дети / Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. - Краснодар: Перспективы образования, 2018.

6. Назарова И. М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы. - М, 2019. - 164 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с минимальными нарушениями слуха
Опубликовано: 18 января 2022 в 18:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД