МААМ-картинки

ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности «Звук — знакомый незнакомец»

лариса буравцова
ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности «Звук — знакомый незнакомец»

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятием звук, звуковая волна и распространением звуковых волн;

2. Продолжать формировать представления о характере звука – громкости, высоте;

Публикация «ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности „Звук — знакомый незнакомец“» размещена в разделах

3. Помочь детям получить ответы на вопросы: «Как распространяется звук», «Выявить причины усиления звука»;

3. Познакомить детей с принципами звучания некоторых музыкальных инструментов (гитара, металлофон);

4. Выявить причины усиления и ослабления звука;

5. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;

2. Развивать умение сравнивать различные звуки;

3. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать;

5. Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. Вызвать радость открытий, полученных из опытов.

Материал: Д/ игра: 2 столика, на котором лежат всевозможные музыкальные инструменты, 3 контейнера;

1-ый опыт : линейки по количеству детей (25-26 шт);

2-ой опыт : 2 столика, таз с водой, 2-3 камушка, кораблик;

3-ий опыт : канцелярские резинки по количеству детей (30 шт, гитара.

4-ый опыт : 2 столика, стеклянные бокалы (1 шт. для общего показа + 7 шт. для того, чтобы сыграть мелодию (в стаканы заранее налито нужное количество цветной воды, емкость для воды, палочка от треугольника, металлофон, лейка.

5-ый опыт : надутые воздушные шары по количеству детей (26 шт).

Ход ОД:

(Дети заходят в музыкальный зал, проходят на середину зала, здоровываются с гостями)

Воспитатель: Ребята, куда это мы попали?

Дети: В музыкальный зал.

Воспитатель: Правильно, но сегодня здесь все необычно и по-другому. Музыкальный зал станет для нас музыкальной лабораторией. Сегодня нас ждет необычное, увлекательное занятие. Мы будем проводить опыты и эксперименты. Раз мы в музыкальной лаборатории, то говорить будем, как вы думаете о чем?

Дети: Ответы

Воспитатель: Правильно, о звуках. Узнаем, что же такое звук, как он распространяется, как долетает звук до нашего ушка, вспомним какие бывают звуки. Начнем.

(Дети проходят за столы)

Воспитатель: Мир наполнен самыми разнообразными звуками : тиканьем часов и гулом моторов, шелестом листьев и завыванием ветра, пением птиц и голосами людей. Звуки наши неизменные спутники. Они по разному воздействуют на нас: радуют и раздражают, успокаивают или пугают. Ребята, как вы думаете, какая была бы у нас жизнь, если бы из нее исчезли все, все звуки?

Дети: Не интересной, не яркой, скучной.

Воспитатель: Правильно, а вспомните какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают шумовыми и музыкальными,

Звуки бывают громкие и тихие,

Звуки бывают высокие и низкие,

Звуки бывают короткие и длинные.

Воспитатель: Все верно. Все музыкальные инструменты можно поделить на несколько групп :

Д/игра «Разложи предметы по подгруппам»

(все инструменты разложены на столике, ребенок отбирает нужный инструмент, демонстрирует его звучание)

1. Инструменты, в которые бьют или трясут: бубен, барабан, металлофон, ксилофон, фортепиано.

2. Инструменты, в которые дуют: дудочка, труба, флейта, саксафон.

3. Инструменты, которые щиплют за струны или водят по ним смычком: скрипка, гитара, гусли, балалайка, арфа.

Воспитатель: Настало время узнать что же такое звук.

1. Эксперимент «Что такое звук»

Воспитатель: Проведем эксперимент. Возьмите линейку. Один конец линейки положите на край стола и плотно прижмите его к столу, а другой конец подергайте. (Показываю) Что вы услышали?

Дети: Звук, линейка задрожала.

Воспитатель: Правильно, получились колебания, мы услышали звук. Если бы линейка не дрожала мы бы услышали звук? Какой вывод можно сделать?

Дети: ответы

Воспитатель: Звук появляется от дрожащих предметов. Звук – это колебание (индивидуальное и хоровое закрепление). А теперь приложите руку к горлу и потяните звук «У». Что вы почувствовали рукой?

Дети: Горлышко дрожит.

Воспитатель: Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим. Эти колебания передаются по воздуху, и воздух начинает тоже дрожать. Еще их называют звуковыми волнами. Сейчас мы с вами увидим как же распространяются звуковые волны и как наши ушки слышат. Подойдите все к столу с тазом (дети встают и подходят к тазу с водой).

2. Эксперимент «Как распространяется звук»

Воспитатель: Вставайте вокруг стола. Что мы видим?

Дети: Таз с водой, вода в тазу спокойна.

Воспитатель: (даю камешек ребенку) Брось камешек в воду. Что произошло?

Дети: По воде пошли круги.

Воспитатель: Тоже самое происходит со звуками, они расходится по воздуху, как круги на воде. Только звуковая волна не видима и передается по воздуху. А еще ребята запомните – звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим. Садитесь на места.

(Дети проходят за столы)

Воспитатель: Следующий опыт поможет разобраться в принципе звучания гитары.

3. Эксперимент «Принцип звучания гитары»

Воспитатель: Для опыта нам понадобится обычная канцелярская резинка. Будьте осторожны и аккуратны с ней: резинки часто рвутся и могут ударить соседа). Натяните резинку между большим и указательным пальцами, другой рукой дерните за нее, как за струну. (Показываю) Что мы слышим?

Дети: Звук.

Воспитатель: А теперь натяните резинку сначала слабо и дерните за нее, а потом натяните сильно. Прислушайтесь. Только будьте аккуратны. Что мы слышим?

Дети: ответы

Воспитатель: Звук стал меняться, мы слышим разные звуки. При сильно натянутой резинке звук звонкий, высокий, при слабо натянутой резинке звук низкий, глухой. Также работает и гитара. (педагог показывает все на гитаре). Зажимая пальцем струну в разных местах, мы услышим разные звуки. Чем короче становится струна, тем выше она звучит. Кроме того, на звучание струны влияет то, как она натянута: сильно натянутая – звучит высоко, слабо натянутая – звучит ниже. Как же звучит гитара? (индивидуальное повторение).

Дети: Обобщающие ответы.

Физкультминутка под музыку

«Кто быстрее возьмет муз. инструмент»

(дети стоят по кругу, в центре круга на полу расположены муз. инструменты. Пока звучит музыка, дети по ругу бегают, как только музыка закончилась дети должны быстро взять муз инструмент и заиграть на нем.) Игра повторяется 3-4 раза

4. Эксперимент «Принцип работы металлофона»

Воспитатель: Ребята, оставайтесь на ковре, вставайте вокруг столов. Для эксперимента нам понадобится обычная стеклянная банка и карандаш (ложечка, палочка от треугольника). Сначала постучим по краю пустой банки. (Вызываю ребенка) Попробуйте пропеть услышанный звук. Медленно нальем воду в банку, продолжая простукивать и прислушиваться, как меняется звук. Пойдет поможет налить воду в банку … (вызываю ребенка). Как меняется звук? Какой вывод можно сделать? (индивидуальная работа).

Дети: Ответы

Воспитатель: С наполнением банки звук будет понижаться. Взяв несколько банок или стеклянных стаканчиков с разным количеством воды (вода налита заранее в стаканчики, можно сыграть на них мелодию. (Музыкальный работник играет знакомую мелодию, дети отгадывают.)

Подобно тому, как меняется звук в банке с водой, устроен металлофон и ксилофон (показываю металлофон). Все пластинки у металлофона разной длины. Самая длинная пластинка издает низкий звук. Чем пластина короче, тем звук выше. Как устроен ксилофон?

Дети: обобщающие ответы.

5. Эксперимент «Усилитель звука из воздушного шара»

Воспитатель: Как вы думаете, тихий звук может наделать много шума?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А мы сейчас это и проверим. Подойдите ко мне и возьмите по 1 шару. (Дети выходят и берут по 1 воздушному шару.) Аккуратно, легко постучите ногтем по шару. А теперь поднесите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны. Что происходит?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Несмотря на то, что вы слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. При надувании шарика молекулы (частички) воздуха внутри стали ближе друг к другу. Вывод: сжатый воздух является лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг (индивидуальная работа).

Вот и закончились все эксперименты, подведем итоги.

Итог: Что такое звук? (волна, колебание воздуха)

Как называются колебания передающиеся по воздуху? (Звуковая волна)

С устройствами каких музыкальных инструментов мы сегодня познакомились? (гитара, металлофон)

Почему сжатый воздух является лучшим проводником звуковых волн? (В сжатом виде молекулы воздуха находятся близко друг к другу)

Дети, исполняют песню с музыкальными инструментами

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД для подготовительной группы с использованием опытно — экспериментальной деятельности «Звук — знакомый незнакомец»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 15:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД