Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы «Почва и подземные обитатели»

Татьяна Гаврилова
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы «Почва и подземные обитатели»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы

Тема: «Почва и подземные обитатели»

Целевые ориентиры:

- расширять представление о почве и подземных обитателях;

- развивать познавательную активность;

- учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы в процессе опытнической деятельности;

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с миром природы „Почва и подземные обитатели“» размещена в разделах

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, предметные картинки (червь, крот, гриб, карты местности, корзина с муляжами различных грибов, цветы, лупа, перчаточная кукла (сова, деревья лиственные и хвойные, листва, макет кротовины, следы мыши, выполненные на картоне, следы червя, выполненные на песке, лопатки, грабли, мензурки с водой (по количеству человек, контейнер с почвой, одноразовые ложки, контейнер с комками земли (по количеству детей, колба большая с водой, микроскоп, пазлы, корзина с орехами.

Словарная работа: почва, подземные обитатели, кротовина, дождевой червь.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями осенью (дождливый день, солнечный день, наблюдение за почвой, беседа по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», экологическая игра «Угадай, где чей след», отгадывание загадок о животных.

Форма проведения: квест - игра

Ход занятия

Воспитатель подходит к детям, беседует с ними, постепенно обращая их внимание на погоду.

I. Вводная часть (сюрпризный момент)

Беседа

-Ребята, какое время года за окном? (Осень) А какой месяц осенний сейчас идет? (Сентябрь – он первый осенний месяц) Значит сейчас еще только начало осени. Осень грустная пора или веселая, как вы считаете? (Грустная, не совсем грустная) А почему не совсем грустная? (Потому что на улице еще не совсем холодно, поспевают фрукты, овощи, еще очень красиво) А вам нравится это время года? (Да, нет) И, кстати, не так давно мы с вами учили про этот месяц стихотворение, кто готов рассказать? Ребята, а посмотрите, какая погода на улице? (Идет дождь) Кому нравится дождь? Вот я очень люблю дождь, в такую погоду очень удобно заниматься любимым делом! А как вы думаете растения и животные любят дождь? Почему так считаете?

Стук в дверь – приносят «флешку» с посланием, на ней видео обращение лесовика о его проблеме.

Использование мультимедийного материала

Лесовик: здравствуйте все, кто меня видит! У меня приключилось несчастье! Помогите, помогите – пропал сундук с моими сокровищами – припасами на зиму! Сорока, пролетающая мимо, растрезвонила, что сундук у солнышка, помогите найти, обещаю, что я вас угощу своими сокровищами!

- Вот это дела! Ребята, кто это был? (Старик-лесовик) А почему он забросил к нам это послание? Может, нужно было отдать его в соседний дом, например? (Нет, его сокровища находятся у солнышка, а мы и есть Солнышко, ведь так называется наш сад) Ах, точно! Молодцы ребята, какие вы у меня догадливые! Но я думаю, чтобы найти сокровища нам нужно будет пройти много испытаний, может откажемся от этого приключения? (Нет, нет, мы хотим помочь лесовику) Тогда, нужно дослушать, что нам скажет Лесовик по этому поводу. (Включаем продолжение видеозаписи Старика-лесовика).

Лесовик: следуйте по карте, находите подсказки, отгадывайте ребусы и получайте пазлы, если справитесь, то пазлы сложатся в одну картинку, по которой вы и поймете, где находятся сокровища! Удачи ребята!

II. Основная часть

Практическая деятельность (квест - игра)

- Ну что, ребята, раз вы согласились в этом участвовать, тогда ищете, в группе должно быть что-то необычное, что нам не принадлежит… (на гардеробной висит большой конверт, в нем лист с надписью: ВНИМАНИЕ! ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ! На этом листе прикреплен кусочек пазла, после того, как дети отгадают загадку, воспитатель незаметно открепляет пазл и дети его ловят).

(Дети срывают конверт, открывают его и достают лист) – Посмотрите, тут, что-то написано! Вы у меня уже большие, мы с вами знаем уже звуки и буквы, может кто-то может прочитать… (Дети или воспитатель читают – ВНИМАНИЕ! ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ)

Отгадывание загадки

- Для начала нужно отгадать загадку и узнать, куда нам нужно пойти:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

- Правильно, молодцы! После того, как в награду упал пазл, воспитатель сообщает: - Значит, нам нужно попасть в лес, а вот тут и карта! Смотрите, как думаете, куда нужно идти?

Дети, ориентируясь по карте приходят в лес.

Интерактивная игра «Кто оставил след?»

- Какая красота! Куда же мы попали? (В лес) Вы уверены? А почему вы так решили? (Потому что здесь много деревьев) А какие деревья тут растут? (Ели, березы, осины) Значит это какой лес? (Смешанный) Посмотрите под ноги – ничего необычного не замечаете? (Здесь следы)

- А чьи это следы? (мыши) А почему вы решили, что это мышиные следы? (Потому что на следах остался характерный хвостик) Давайте проверим, пойдем по этим следам - пришли к мышке. А что вы знаете об этом животном? (Мышь – это небольшой грызун, обычно серого цвета, строит под землей норки, обычно 2-3 отсека – это ее кладовые). Значит, мышка живет в норке, под землей, так…

- Ой, ребята, а что это вон там – посмотрите? Это земля… А кто же может жить здесь? (Это крот) верно, крот, ребята, это животное, которое живет глубоко под землей и строит там свои ходы! Про него даже есть стихотворение, которое, мы недавно учили… (с показом картинки)

Чтение стихотворения

Я - Трудяга — старый крот

И подземный рою ход:

В темноте всю жизнь хожу —

С белым светом не дружу!

Беседа с рассматриванием картинок

- А почему, ребята, он не дружит с белым светом? (Потому что под землей темно, нет света, поэтому тем, кто живет под землей иметь хорошее зрение не обязательно) А вспомните сказку, в которой одним из персонажей был крот! (Дюймовочка) (Показ картинки, а как про него говорила мышь, может кто-то вспомнит? (У него большой дом и носит он бархатную шубу). Ребята, а почему крот показан толстым? (Потому что под землей холодно, а толстый слой жира согревает крота, и помогает бархатная шубка) А почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова будет рыхлой и мягкой? (Потому что кроту будет удобно и легко копать свои ходы)

Крот – небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Холмик земли на поверхности почвы – это выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово, и постарайтесь запомнить! А как вы думаете, кроты смогут жить в горах? Почему? (Потому что не смогут прорыть себе нору).

- Вот тут ветер смел листву, и я вижу еще следы – чьи они? (Червь) Верно – это червь. А какой самый распространенный? (Дождевой) Ребята, а где живут червяки? (В земле) А почему же мы видим его следы здесь? (Потому что после дождя они выползают на поверхность).

- Посмотрите, ребята, червяк, крот, мышь – это животные, следы которых мы встретили сегодня в лесу, что их всех объединяет? (Они живут под землей) А если они живут под землей, то какие они жители? (Подземные) А какие животные и насекомые еще пользуются земляными норами? (Лисы, майские жуки, сороконожки, суслики) Вот так, ребята, земля является для многих обитателей домом! Именно в почве живут многие насекомые!

- Какие мы молодцы! Я думаю, мы справились с заданием следопытов, где-то должна быть награда… (Под деревом лежат лопатки и грабли, дети их замечают и догадываются, что нужно копать. Откапывают второй пазл в месте следов червя)

- А еще ничего не замечаете? (На окне сидит сова, у нее ребус и карта. Ребус нарисован на листе бумаги, сзади кармашек с отгадкой – гриб (картинка) и пазл)

Разгадывание ребуса

- Смотрите, сова! Что там у нее? Ребята, да это же ребус, нужно отгадать, что нам еще нужно искать. Что тут зашифровано? (Гриб) Верно, гриб (дети, достают отгадку в потайном конверте и им выпадает пазл) – Смотрите, вот и карта! (По карте находим корзину с грибами, вокруг цветы…) Ребята! Вот мы добежали до этого места! Что это? (Грибы, повсюду цветы) А какие грибы вы знаете из этого лукошка? (Мухомор, белый гриб, масленок)

Беседа, с использованием мультимедийного материала

Ребята, а вы любите грибы? (Конечно) А любите, когда цветут цветы и вокруг много зеленых насаждений? Подумайте и скажите, а без чего не смогли бы расти все деревья и кустарники, грибы, садовые растения, культурные растения? (Без почвы) Верно, ребята, без почвы не выросло бы ни одно растение. Именно из глубины земли все растения берут свои питательные вещества. У каждого растения есть корни, благодаря которым они и могут расти, а у некоторых растений корни достигают много метров в глубину, для того, чтобы глубоко под землей находить воду и выживать в засушливый год! (показ слайдов). Скажите, когда вы идете в лес за грибами, вы как их собираете (аккуратно срезаем ножом, а почему? (Потому что нельзя разорять грибницу, иначе грибы больше не вырастут) Верно! Так у каждого растения, если повредить корни, то растение погибнет. А кормит почва не только растения, но и нас, почему я так сказала? (Потому что мы едим хлеб, овощи, фрукты, а все это растет из земли).

-Ребята, а вы не заметили ничего странного в корзине? (Дети находят в корзине лупу, на ней очередной кусочек пазла… Наверное, это и есть подсказка? Куда идем с вами? (В лабораторию)

Физкультурная минутка по дороге в лабораторию

Юные ученые идем!

И цветов букетик соберем!

Где-то за высокими горами ручеек по камушкам пройдем…

Если встретятся овраги – мы овраги обойдем

Если встретятся коряги – как червяки там проползем!

Шаг за шагом потихоньку в лабораторию придем!

Экспериментирование

Дети приходят в лабораторию, там стоят мензурки с водой по количеству детей, контейнер с почвой, одноразовые ложки, колба с водой, контейнер с сухими комочками земли.

Опыт 1.

1. - Ребята, а что нужно и животным и растениям для жизни на Земле? (Воздух) А как вы думаете есть он в почве? (Да, нет) – Ребята, чтобы не гадать, нужно поэкспериментировать и точно узнать.

2. – У всех есть свой стакан с водой, возьмите комочек почвы и аккуратно бросьте его в стакан.

3. – Что видим? Что происходит? (На поверхности воды видим пузырьки) Что это? (Это воздух).

- Есть ли воздух в почве? (В почве есть воздух) Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей!

Опыт 2.

1. - Верхний слой земли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете из чего состоит почва?

2. – В контейнере у нас почва, нужно помять ее при помощи ложек, хорошо перемешать.

3. – Опустить почву в колбу с водой и дать отстояться!

Из чего же состоит почва? Только из земли? (Глина, песок, камешки, веточки)

В почве есть все, что нужно животным для жизни. Травинки и листочки животные едят, веточками и камешками укрепляют норки, да и растения могут расти только в земле!

Отгадывание загадки

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь находим подсказку по загадке. Раз мы в лаборатории, то загадка будет про предмет из этого места:

Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот —

Все «убольшит».

Ответ: Микроскоп

III. Итоговая часть

- Ребята, вот вы и нашли последний пазл от нашей картинки, что будем с ними делать? (Соберем в картинку) Ребята собирают, и у них получается фотография с групповой беседкой на улице. – Ребята, куда побежим? (На улицу)

Дети выходят на улицу и бегут искать сундук, находят его под деревом возле своей беседки!

- Открываем сундучок – что это, ребята? (Это арахис) А где он растет? В земле! Что берет арахис и другие растения из земли? (питательные элементы, воду). Из чего состоит почва? Как называются жители, которые живут под землей? (Подземные) Кто нам прислал сегодня послание? (Лесовик) И в награду он нам дарит корзину орехов и памятные солнышки, в знак того, что именно солнышки помогли ему в этом нелегком деле! А сейчас на прогулке, кто захочет мы продолжим исследования почвы!

Публикации по теме:

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: - Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.

Конспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группеКонспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группе Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними. Задачи: Закреплять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли» Цели. Образовательная: 1. Знакомить с характерными признаками весны. 2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью»Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью» Задачи. Образовательные: расширять представления детей об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое.

Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группеКонспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе Цель и задачи: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие); • систематизировать.

НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Первоцветы моего посёлка» с использованием ЭОРНОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Первоцветы моего посёлка» с использованием ЭОР Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вам, покажу презентацию «Первоцветы моего посёлка». Мой посёлок находится на Урале. Сейчас у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы «Почва и подземные обитатели»
Опубликовано: 22 января 2020 в 14:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД