ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»

Погожева Ольга
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

муниципального образования Успенский район

Образовательная деятельность с детьми старшей группы

по теме «Хохлома».

Подготовила и провела

Воспитатель: Погожева О. И.

Тема ОД: «Золотая хохлома»

Задачи:

Образовательная:

-обобщить и закрепить знания детей о хохломе как традиционном русском промысле.

-ознакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок, украшающий хохломские изделия.

-учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы.

Развивающая:

-активизировать познавательную деятельность детей.

-развивать психические процессы: память, мышление, внимание.

-развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

-вызвать у детей уважение к предметам быта как результатам деятельности человеческого труда.

-воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу.

-побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.

Подготовительная работа:

чтение стихотворения О. Волковой «Золотая хохлома», рассматривание иллюстраций и беседа о хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Материал:

иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно – прикладного искусства, таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек, травинок, капелек, усиков, завитков.», бумажные силуэты тарелочек, акварель, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Вступительная часть:

Воспитатель:

-ребята, а вы хотите побывать в музее, это место, где хранятся

предметы искусства (картины, предметы быта). Мы сегодня с вами побываем в музее «Золотая хохлома». Чтобы попасть на выставку надо отгадать загадку:

ветка плавно изогнулась

и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава – как бахрома.

Что же это? (хохлома).

Основная часть.

-Хохлома, какое странное и веселое слово. Как же оно начиналось, откуда пришло это диво?

-Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и пошел хохломской промысел. Большую часть края занимали дремучие леса, отсюда много древесины использовали для изготовления деревянной посуды.

Деревянная посуда с древних времени была в повсеместном употреблении: деревянную ложку можно увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и у царей. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. Ведь на стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее как можно красивее.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может вырезать из нее любые изделия. Затем эти изделия необходимо просушить, а то изделие может дать трещину. Чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что сосуд треснет, поры древесины надо закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделие очищают шкуркой и покрывают олифой. Затем оно поступает к художнику.

-В своей работе художники используют масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Часто травку дополняют цветами, ягодами, листьями. Тот вид росписи называют «растительно- травочным», также используют роспись «под фон», и роспись «кудрина». Она напоминает кудри.

(весь рассказ воспитателя сопровождается показом презентации и подлинными хохломскими изделиями)

-Ребята, предлагаю вам рассмотреть хохломские изделия. Посмотрите, какие в росписи элементы «травки». Обратите внимание на то, как располагается «травка».рассмотрите каждый элемент – «ресничка», «травинка», «усик», «завиток».

-Предлагаю вам показать способ выполнения элемента «ресничка».

Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной. (показ иллюстрации «реснички»)

-Предлагаю вам попробовать нарисовать «ресничку».

-Теперь давайте рассмотрим с вами «травинку».этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

Я травинка – просто чудо,

А нажим – он очень нужен,

Сверху вниз – и вот готов

Кистью плавный переход. (показ иллюстрации «травинка»)

-ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент.

-а теперь обратите внимание на местоположение «усика» в узоре. Посмотрите на то, как он заворачивается в спираль.

А я «усик» так горжусь

Тонкостью своею.

Вправо, влево закручусь –

Это я умею. (показ иллюстрации «усик»)

-теперь выполним элемент «завиток».

Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина. (показ иллюстрации «завиток»).

-Теперь выполним этот элемент.

-продолжаем знакомиться с элементами хохломской росписи. «Капелька» и «кустик» выполняют легким прикосновением кончика кисти к бумаге.

Меня капелькой зовут,

пишут просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь. (показ иллюстрации «капелька»)

-предлагаю выполнить элементы «травки».

-сейчас, ребята, покажу вам способ выполнения «растительно- травочного» орнамента. Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. Немного отступаем, делаем то же самое. В «растительно – травяном» орнаменте эти линии заканчиваются или завитком или ягодкой. После весь узор дополняется «травкой».

-Давайте, немного отдохнем.

(физминутка)

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. Потягивания- руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. Потягивания – руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда. Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. Наклоны.

А потом опять встают

И по- прежнему встают. Выпрямляются и машут кистями рук.

-А теперь предлагаю вам придумать и выполнить узор на бумажном силуэте тарелочки.

Итог.

Дети с воспитателем оформляют выставку своих работ, рассказывая, какие работы понравились и почему.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

Бал-концерт «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Бал - концерт «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста автор музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №79»г. о. Самара.

Интегрированное развлечение с элементами художественно — эстетического развития «Золотая хохлома» для старшего возраста Цель: Развитие музыкальной, художественной и общей культуры ребенка с использованием русского национального компонента. Задачи: Заинтересовать.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Конспект НОД «Ярмарка. Золотая Хохлома»Конспект НОД «Ярмарка. Золотая Хохлома» НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: • Развивать.

Пластилинография «Золотая хохлома»Пластилинография «Золотая хохлома» Цель: Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома» с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как.

Проект «Чародейка-щеголиха, золотая хохлома» Актуальность Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома»
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 14:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рождественские посиделки. Сценарий праздника для старших классов «Святки, вы, святки,...
Рождественские посиделки - сценарий для старших классов «Святки, вы святки, святые вечера» 1-й ведущий Ах, сколько гостей! Здравствуйте, красны девицы!...
Фотоотчёт о длительных наблюдениях за муравьями на прогулке
Цели: - продолжать развивать у детей познавательные интересы, любознательность; - побуждать к совместной поисковой деятельности; - формировать у...
Конспект осенней прогулки «Здравствуй, осень золотая»
Прогулка. «ЗДРАВСТВУЙ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» Цели : продолжать знакомить детей с растительностью на территории детского сада, находить изменения связанные со...
Сценарий патриотической праздничной программы для школьников «Не для войны рождаются...
Сценарий патриотической программы для школьников «Не для войны рождаются солдаты» 19. 03. 2018. 11. 00 Звучат Фанфары на начало. Голос за кулисами Служу...
Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори Добро»
Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори Добро» 8. 06. 2018. Ведущие 1. – Шакирова Алевтина - Школьница. 2. - Андрей Долгомиров – Учитель...