Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников

Роза Симонова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Методы экологического образования традиционны: наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы; практические – экологические игры, опыт, труд детей в природе. Однако на сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование [1, С. 2].

Главное достоинство опытно–экспериментальной деятельности заключа-ется в том, что в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ре-бенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возни-кает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Задача воспитателя в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде [2, С. 10].

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан кружок «Маленькие почемучки» для детей старшей группы.

Цель данной программы – формирование экологической культуры до-школьников, создание условий для формирования поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, о понимании причинно–следственных связей в окружающем мире, а также иметь возможность через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Для успешной работы кружка «Маленькие почемучки» были созданы специальные условия:

– уголок экспериментирования ( приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).

методическое обеспечение: картотека опытов и наблюдений; перспек-тивное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей; методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности.

В ходе кружковой деятельности с детьми проводились только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны.

На занятиях применялись такие методы и приемы, как наблюдения (в помещении, на прогулке, в домашних условиях, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Сравнивались сходные по внешнему виду предметы. Формировались умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей; экологические проекты.

В результате проведения занятий и опытов – экспериментов дети овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

Познакомились с явлениями природы, разобрав каждое отдельно (явления погоды, движения солнца, снегопад); со свойствами почвы, песка и глины; с понятием «источник света» (естественным и искусственным); со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха; с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);

Закрепили и уточнили знания детей о воде, о ее состояниях (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы); изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется лед, иней, туман, роса, радуга).

Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении, видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани (плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.).

Изучили свойства металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); свойства магнита притягивать металлические предметы; свойства пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется) и т. д.

Интересной формой работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками стало составление экологических проектов для детей «Берегите воду», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам».

В течение года велась работа с родителями. Проводилось анкетирование, целью которого было – выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Проведены консультация на тему «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; мастер-классы для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»; «Свойства бумаги». Родители принимали активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Все эти мероприятия позволили активизировать родителей, достичь более тесного контакта и, в конечном итоге, более плодотворно решать задачи, поставленные мною при орга-низации работы кружка в начале года.

Проанализировав знания детей в начале и в конце года, я могу сделать вывод, что в результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников уровень развития их познавательных процессов повысился. Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков опытно–экспериментальной деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Литература

1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 240 с.

2. Тугушева, Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб: Детство-пресс, 2018. – 128 с.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2021 в 19:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Роза Симонова (УИ 638903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД