Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность «Песок и его свойства»

Денисова Елена Николаевна
Опытно-экспериментальная деятельность «Песок и его свойства»

Открытый просмотр ООД по поисково-исследовательской деятельности по теме

«Состав и свойства песка»

Исполнитель:

Воспитатель МАДОУ «Лесовичок»

Денисова Елена Николаевна

Январь 2021 года

Цель: Развивать познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.

• Дать представления о свойствах песка.

• Формировать умение осуществлять осознанную деятельность (как это делать? что я узнаю).

Развивающие:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Песок и его свойства“» размещена в разделах

• Создать условия для развития у детей внимания, памяти, мышления.

• Развивать самостоятельность, умение работать в паре.

• Развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы.

• Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

• Способствовать развитию у детей познавательного интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

• Закреплять навыки организованного поведения на занятии.

• Способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками.

• Способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию представления о значимости природы в жизни человека.

Предварительная работа:

Прогулка-исследование, наблюдение, рассматривание энциклопедии «Пустыни»,просмотр презентации «Песок и его свойства» восприятие информации.

Словарная работа:

Пополнение словарного запаса; исследователи, сыпучий, фильтр, дюны, барханы.

Материалы и оборудование:

Проектор, песок сухой, мокрый, статический цветной, формочки, стаканчики, песочные часы, лупы, сито, воронки, вата,палочки, одноразовые ложки, соль, сахар,поролон, дидактический стол «Песочная анимация»

Ход: В детский сад пришло письмо д/сад «Лесовичок» старшая группа «Солнышко» без обратного адреса.

Вос-ль: Ребята, нам пришло письмо, но на нем нет обратного адреса. Как узнать, откуда оно пришло?

Дети: Можно спросить у почтальона.

Можно прочитать самому.

Можно посмотреть, что лежит в конверте.

(воспитатель открывает конверт и достает фото Старичка-Боровичка и письмо)

Вос-ль: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, Старичка- Песковичка, который живет в пустыне и сторожит растения и ее обитателей. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Он хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Вос-ль: Ну, что поможем выяснить, чем же удивителен песок?

Дети: Да! поможем!

Вос-ль: А чтобы ответить на все вопросы, мы с вами будем экспериментировать проводить настоящие исследования и изучать что-то новое. А вы хотите стать исследователями?

Дети: Хотим.

Вос-ль: А как вы думаете, кто такие исследователи?

Дети: Это люди, которые что-то изучают, смотрят в микроскопы, открывают

что-то новое, записываю это, фотографируют.

Вос-ль: Правильно, ребята, и все это потом узнаем мы с вами.

Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас в лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Вос-ль: Молодцы. Прежде всего, хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: без разрешения ничего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять только то, что говорю я. Итак, что же будет объектом нашего исследования?

Дети: Песок.

Вос-ль: Ну что, Начнем искать в песке что-то удивительное.

«Сыпучий песок»

Возьмите мерной ложечкой немного песка и насыпьте его на тарелочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок? (ответы детей).

А теперь возьмите горсть песка, будем пересыпать его из ладошки в ладошку, а затем – из одной емкости в другую (стаканчики). Из емкости в воронку.

Самостоятельная работа детей с песком.

Песчинки разного размера, разного цвета.

Работа с лупой.

Вос-ль: Возьмите лупы и внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? (дети рассматривают в лупы песок).Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок, они не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

Вос-ль: Какого они цвета?

Дети: Темные и светлые.

Вос-ль: Давайте посмотрим, одинаковые ли они по размеру?

Дети: Неодинаковые, есть крупные и мелкие.

Вос-ль: Давайте проверим.

Песок мелкий и крупный

Работа с ситом.

Воспитатель: Через сито просеиваем песок (показывает, он сыплется из сита в емкость. Какой песок сыплется в емкость?

Дети: Мелкий.

Воспитатель: А какой песок остался в сите?

Дети: Крупный.

Воспитатель: Вывод: песок – сыпучее вещество, состоит из отдельных песчинок, которые не скреплены между собой и разные по размеру.

Воспитатель: Давайте понюхаем песок. Пахнет?

Дети: Не пахнет.

Воспитатель: Значит, сухой песок не имеет запаха. А теперь ваши емкости с песком полейте водой. Каким стал песок?

«Свойства мокрого песка»

Дети: Песок стал сырым.

Воспитатель? Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода?

Дети: Вода забралась в песок и уютно устроилась между песчинками.

Воспитатель: Давайте посмотрим, просыплется ли влажный песок сквозь воронку? Почему? (дети выполняют)

Дети: Песок не просыпался, песчинки не хотят сыпаться.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Работа с лупой.

Воспитатель: Рассмотрите сырой песок и сделайте вывод.

Дети: Песчинки прилипли друг к другу.

Воспитатель: Правильно. Песчинки прилипли, так как из мокрого песка выходит воздух. Но зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Возьмите формочки и убедитесь сами. (Дети выполняют)

Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.

Воспитатель: Возьмите в одну руку емкость с сухим песком, а в другую – с сырым. Что тяжелее? Почему?

Дети: Сырой песок тяжелее, а сухой легче. Потому что, среди сухих песчинок прячется воздух, а среди мокрых – вода.

На экране заставка с картинками: дюны, барханы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему ветер наметает дюны?

Дети: Сухой песок легкий.

Воспитатель: Правильно! Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка.

Давайте мы с вами тоже попробуем намести дюны.

«Песок может двигаться».

Воспитатель: Перед вами лоток с песком. А теперь возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он сыпался в одно и то же место. Что получилось?

Дети: Горка.

Воспитатель: Если долго сыпать песок, то в одном месте или в другом возникают сливы, Песок «движется» и «течет». А Что помогает двигаться песку?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Возьмите трубочки и тихонько подуйте на песок, подгоняя его вперед. Что образуется?

Дети: Барханы.

Вывод: Песок «течет» и движется».

«Песок в воде не растворяется»

Воспитатель: Ребята, скажите, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой или соленой?

Дети: Надо положить в него сахар или соль и размешать его.

Воспитатель: Давайте проверим, возьмите стаканчики с водой, кто хочет, положите соль, или сахар, размешайте палочкой и скажите что произошло?

Дети: Соль, сахар растворились.

Воспитатель: А теперь в воду положите ложку песка, размешайте его палочкой, дайте отстояться, и скажите что произошло?

Дети: Песок осел на дно стаканчика и не растворился.

Вывод: Песок в воде не растворяется.

Разминка «Песчинки»

«Песок хорошо пропускает воду»

Воспитатель: (в емкостях вода с примесью глины и мелкого мусора).

Ребята, посмотрите на свои стаканчики с водой, какая она?

Дети: Грязная.

Воспитатель: Можно ли пользоваться такой водой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем его фильтровать, а поможет нам в этом песок.

Возьмите воронки, поставьте их в пустой стаканчик, положите в горлышко воронки кусочек ваты, затем насыпьте песок. А теперь наливаем туда часть «грязной» воды и ждем, пока вода не просочится в песок, посмотрите что получится (дети выполняю, наблюдают, высказывают свои наблюдения).

Воспитатель: Вода прошла через фильтр (песок, сравним отфильтрованную воду с грязной, Как изменилась вода?

Дети: Вода стала чище.

Вывод: Процеживая (фильтруя) грязную воду через чистый песок, можно получить чистую воду, но не питьевую. Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.

Воспитатель: Скажите, а где используют песок? (ответы детей).

А что еще можно делать с песком?

Дети: Играть,

Воспитатель: Да, ребята, это очень увлекательное занятие. Я предлагаю вам поиграть с песком. Ведь он и правда волшебный, удивительный. А фотографии с нашими исследованиями мы отправим Старичку-Боровичку, пусть он похвастается своему другу Старичку-Песковичку, как мы ему помогали. Спасибо вам за работу!

ИТОГ:

Воспитатель: Что мы хотели сделать в начале занятия?

Дети: Помочь Старичку-Боровичку выяснить о песке.

Воспитатель: Что мы делали?

Дети: Исследовали, экспериментировали.

Воспитатель: Что было объектом нашего исследования?

Дети: Песок.

Воспитатель: Мы помогли Старичку-Боровичку выяснить удивительные свойства песка?

Дети: Помогли.

Дети играют с центром «Песочная анимация», «Кинетический песок» «Спрячь игрушки в песке»,

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги»Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: - вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; - выяснить.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина»Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Разный песок. Экспериментальная деятельность с песком на прогулке (фотоотчёт)Разный песок. Экспериментальная деятельность с песком на прогулке (фотоотчёт) Лежал песок, скучал песок сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, и это было скверно. Не в радость были песни гроз, не в радость-дождь.

Экспериментальная деятельность «Чудесные свойства магнита»Экспериментальная деятельность «Чудесные свойства магнита» Для организации работы над познавательно-исследовательским проектом "Чудесные свойства магнита" была составлена картотека опытов для детей.

Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка»Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка» Цели: - знакомить детей с основными свойствами сухого и мокрого песка; - подвести к пониманию значения свойств рассеянного и мокрого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность «Песок и его свойства»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 14:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД