Володина Мария
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Познавательно-исследовательская деятельность
в старшей группе «Вишенка». Выполнила: воспитатель Володина М. А.
2. Что я слышу — забываю.
Что я вижу - я помню.
Что я делаю — я понимаю.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе, Опыт работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Цель:
углубление представлений о живой и неживой природе;
умение самостоятельно проводить исследования,
добиваться результатов;
размышлять;
отстаивать свое мнение;
обобщать результаты опытов.
4. В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности;
поддержание у детей инициативы;
сообразительности;
критичности;
самостоятельности и т. п.
5. Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
6. В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Инструменты и емкости;
Приборы;
Плакаты: «Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе»;
Дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Как растет живое», «Одинаковое-разное», «Воздух, земля, вода», «Почемучка»;
Схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Книги познавательного характера, энциклопедии;
Календарь погоды;
Центр воды и песка, бросовый и природный материал;
Микроскоп и т. д.
7. Коллекция открыток. Неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски, глина и кинетический песок, мыло, сода, мука; крахмал, крупы (рис, горох, греча, манка, перловка).
8. Коллекция марок. Коллекция меха (натуральный искусственный).
9. Коллекция значков. Коллекция пуговиц.
10. Коллекция ракушек. Коллекция камней
11. Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила направить нашу исследовательскую деятельность на знакомство с такой занимательной наукой как физика и изучение ее законов, где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты, ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.
12. Что быстрее? Цель: Обнаружить атмосферное давление.
Игровой материал: Два листа писчей бумаги.
Ход игры: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках, то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первые лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
13. Волшебный шарик. Или как помочь Золушки. Цель: Установить причину возникновения статического электричества. Игровой материал: воздушный шарик, шерстяной шарф, соль, перец.
14. Ход игры: расстелем на столе бумажное полотенце. Высыпаем на него перец и соль и тщательно перемешаем. Как вы думаете, можно ли разделить соль и перец? Наверно, сделать это весьма затруднительно! Надуем воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества.
15. Потрем шарик о волосы и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
16. Две пробки. Цель: Выяснить, как действуют сила притяжения.
Игровой материал: Емкость с водой, две пробки одинакового размера.
Ход игры: Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло (пробки притянулись одна к другой). Подталкивают одну из пробок к стенке емкости (с небольшого расстояния пробка притягивается к ней). Делают вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.
17. Какие свойства? Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Игровой материал: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход игры: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяется в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
18. По мимо изучения законов физики мы знакомимся с микромиром. Дети узнали, что все живое вокруг состоит из клеток.
19. Опыт-развлечение. Цель: закреплять у детей представления о свойствах воды.
Игровой материал для проведения опыта – фокуса : обычные стеклянные банки с крышками; гуашевые краски; кисточки; вода из водопроводного крана.
Ход игры: перед проведением опыта – фокуса подготовила банки, на крышки с внутренней стороны густо наложила гуашевые краски зелёного, красного, синего и цвета. Предлагаю детям самостоятельно налить в баночки воду, рассмотреть её и рассказывают об её свойствах (вода не имеет цвета, прозрачная, жидкая – её можно перелить из одного сосуда в другой, вода не имеет формы – она принимает форму того сосуда, в который её перелили). Затем предлагаю закрыть баночки крышками, произнести волшебные слова «Абра-кадабра» и хорошенько встряхнуть баночки. Вода стала окрашиваться в разные цвета. После самостоятельного проведения опыта – фокуса ребята сделали вывод, что вода может быть ещё и растворителем. Краска, нанесённая на внутреннюю сторону крышек, от воды растворилась и изменила цвет воды.
20. Извержение вулкана. Цель: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан. Материал: электронная презентация - иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения.
Ход игры: В "кратер вулкана" насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем пищевой краситель; затем - 1 ложку жидкого мыла. Смешиваем уксусную кислоту с водой. Осторожно вливаем кислую воду в "кратер". Вулкан просыпается (Это взаимодействуют вещества – уксусная кислота и сода-щелочь).
21- 22. Мини-огород.
В своей работе я так же уделяю внимание экологическому воспитанию. Я считаю, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.
Природа – это то, что ближе и доступнее пониманию маленького человека. Она учит его быть мудрым и терпеливым, понимать, что человек – дитя Природы, а не хозяин, что лишь технический прогресс позволил ему приподняться над ней, забыть о принципе «не навреди».
23. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. А. Тимирязев