Кликушина Валентина
Опытно — экспериментальная деятельность «Воздух» Эксперименты составляют основу всякого знания
▼ Скачать + Заказать документы
Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они очень разные – все они «почемучки». Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне?
По мнению академика Подьякова Н. Н., «… детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Публикация «Опытно — экспериментальная деятельность „Воздух“ Эксперименты составляют основу всякого знания» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Дети часто сами разбирают игрушки, наблюдают за падающими снежинками на ладонь (как они тают, за падающими в воду игрушками (тонет - не тонет). Но в такой «самодеятельности» существует опасность и таится она в том, что малыш еще не знает элементарных правил безопасности. Эксперимент, который организует взрослый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, позволяет показать связи между живым и неживым в природе, а так же помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:
• учимся видеть проблемы;
• учимся выдвигать гипотезы;
• учимся делать выводы и умозаключения.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не давать знания в готовом виде, а направить его, чтобы он хотел получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
Ребенок нуждается в новых впечатлениях, в следствии чего возникает развитие поисковой деятельности, которое направленно на знакомство с окружающим миром. Чем разнообразнее и интереснее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Предлагаем вам провести несложный эксперимент : «Водоплавающий лимон» Наберите в емкость воду и опустите в неё лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул. Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.
Например, ребёнок рисует, «Нет зелёной краски». Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него не получается, расскажите, что для этого надо смешать краски двух цветов. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность.
Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, на кухне, в магазине, купая ребенка.).
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы, врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития личности.
И к вашему примеру несколько опытов.
Опыт №1
Ребёнок наполняет воздухом свой пакет, закручивает его, развивая мелкую моторику. Делать вывод о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт №2
Опустив коктельную трубочку в мыльный раствор, и выдохнув через нее воздух, можно сделать вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуются пузыри. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя, а значит воздух внутри нас. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Опыт№3
Воздух можно почувствовать, для этого нужно взять коктельную трубочку, подставить ладошку и подуть на нее через трубочку, чем сильнее мы дуем, тем ладошка лучше ощущает поток воздуха.
Опыт №4
Ветер есть не всегда, если мы вертушку вынесем на улицу в ветряную погоду, то она закрутится. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра. Это можно проверить, если с силой дунуть на вертушку.
Опыт №5
Игра «Мы дышим» Предложить ребёнку положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Человек и все живое на земле не может жить без воздуха.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше!
Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня.