МААМ-картинки

Консультация «Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ»

юлия шовгеня
Консультация «Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ»

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое внимание. Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами,один из самых существенных-безопасность.

Публикация «Консультация „Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах

Понятие "безопасность образовательного пространства" является интегративным и предоставляет собой совокупность психологической, дидактической, информационной и социальной безопасности, базирующейся на нормативно-правовых и экономических основах.

Определить основные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья возможно через организацию безопасной среды, в которой реализуется процесс специального (коррекционного) обучения, безопасности ресурсного (программно-дидактического, кадрового) обеспечения учебного процесса, безопасности взаимодействия воспитанника и педагога.

Наш детский сад имеет опыт работы с детьми с ОВЗ. Работа с детьми и их родителями направлена на оптимизацию психологически безопасной среды для воспитанников и родителей. Вся работа строится на общепедагогических подходах.

-Личностно-ориентированный подход к детям и их родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий.

-Гуманно-личностный подход-всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представлений о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, поддерживал ситуацию успеха).

-Деятельностный подход-осуществляется подход ведущего вида деятельности ребёнка-игровой и ориентация на личностно-значимый для ребёнка вид игровой деятельности.

-Комплексный подход-работу с детьми с ОВЗ можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистов, педагогов, руководства ДОУ и семьи.

Самое главное в работе нашего ДОУ-это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:

1. сбор информации о ребёнке (диагностика соматического, психического, социального развития ребёнка)

2. Анализ полученной информации (сколько детей нуждается в помощи, какие проблемы являются первоочередными)

3. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.

4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.

5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.

6. Анализ выполненной работы, с определением того, что пока не удалось достичь.

7. Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребёнка.

Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.).

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях (ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития : характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

Изучая приоритетные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить необходимость дальнейшего изучения ряда направлений, которые могут быть сведены к следующим:это доступность образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;программное содержание обучения, которое должно обеспечивать максимальную социализацию воспитанников, обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с особенностями в развитии; роль семьи в социальном, эмоциональном, психологическом благополучии детей с ОВЗ.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_9fots.pptx | 4142,89 Кб
 
Публикации по теме:

«Организация предметно — окружающей среды по ПДД»«Организация предметно — окружающей среды по ПДД» На дорогах наших городов с каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта, совершаются сотни дорожно–транспортных происшествий.

Аналитическая справка «Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей» Аналитическая справка по теме: «Организация Развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей младшей группы.».

Организация игровой среды для режиссерских игрОрганизация игровой среды для режиссерских игр Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками,.

Обеспечение психологически безопасной и комфортной среды в ДОУ. .

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.

Организация предметной игровой среды в ДОУОрганизация предметной игровой среды в ДОУ Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР.

Консультация «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей подготовительной группы» Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей подготовительной группы. -Оформить выставку рисунков «Школа, украшенная.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ОВЗ в ДОУ»
Опубликовано: 3 октября 2015 в 21:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД