Папки-передвижки

Организация работы творческой группы педагогов-наставников в «Школе молодого педагога»

аноним
Организация работы творческой группы педагогов-наставников в «Школе молодого педагога»

Таратынова О. В. ,

заведующая СП ДО

МАОУ «СОШ № 124 г. Челябинска»

«Учитель и ученик растут вместе», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций.

Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –

Публикация «Организация работы творческой группы педагогов-наставников в „Школе молодого педагога“» размещена в разделах

деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.

Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.

Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.

Наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием своего предмета, системным мышлением в области проблем образования, коммуникативными способностями. На первый план выходят личные качества наставника: авторитет в коллективе, готовность делиться опытом, позитивный

настрой, оптимизм, общая культура.

В настоящий момент отмечается высокая степень социализированности молодежи в социальных сетях и недостаточная социализация в коллективе. Современных молодых педагогов отличают высокие амбиции, стремление к лидерству, более высокий уровень сформированности информационной компетентности и критического мышления.

Существуют следующие модели наставничества:

- индивидуальное

- скоростное/краткосрочное

-командное

- виртуальное

- коллективно-индивидуальное

- коллективно- групповое

Риск встречается в модели «один наставник — один наставляемый». Такая модель — самая распространенная в педагогической практике, но требующая высокой квалификации опытного педагога. Для минимизации риска модель можно разнообразить: создать банк наставнических разработок по материалам опыта нескольких наставников, включить дистанционные формы работы с молодыми педагогами.

Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодых специалистов. В этой группе курирующие различные направления деятельности молодых специалистов педагоги могут работать по направлениям. Один из них помогает решать вопросы образовательной деятельности деятельности, другой — планирование, третий — проектную работу с воспитанниками, родителями и т. д.

Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника. Этот риск показывает, что наставничество — это двусторонний процесс.

Традиционные формы работы наставников с молодыми педагогами, в которых главное место отводилось рекомендациям, выступлениям, консультациям, порой утрачивают свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

В соответствии с этим возникает необходимость в использовании активных форм работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, повышающий уровень их профессионального роста. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, формирует положительные отношения между сотрудниками: руководством учреждения и педагогами - наставниками, педагогами – наставниками и их молодыми подшефными воспитателями. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективная деятельность: обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов, совместные дела и проекты.

Одной из известных форм работы с начинающими педагогами является «Школа молодого педагога» (ШМП)

Цель работы ШМП : планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления и развития посредством оказания методической поддержки.

Задачи ШМП:

- адаптация молодых специалистов к условиям организации

- развитие профессионально-педагогических компетенций начинающих и молодых педагогов;

- оказание помощи молодым специалистам в освоении обновленного содержания, педагогических технологий, в составлении и оформлении педагогической документации;

- удовлетворение образовательных потребностей молодых педагогов, повышение их профессиональной квалификации, творческого потенциала;

- стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального и творческого потенциала начинающих.

Организацию ШМП можно поручить педагогу из числа наставников. В рамках работы ШМП можно объединить опытных и начинающих педагогов в творческую группу.

Принципы работы в творческой группе

• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

• Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Отличительными особенностями совместной деятельности является:

• пространственное и временное взаимодействие участников группы в процессе решения практических задач;

• наличие единой цели – проектной, исследовательской, организационной и иной деятельности, которая объединяет участников группы в процессе обсуждения, планирования, реализации проектного замысла в той или иной тематической и деятельностной логике;

• общее видение конечного результата совместной деятельности – проекта и формы его представления;

• распределение полномочий и ответственности – распределение ролей в группе, выделяя главные роли – наставников и наставляемых, и второстепенные роли – командные, которые проявляются на разных стадиях развития группы как команды и в процессе решения командных задач;

• технологичность процесса деятельности, когда реализация проектов строится в логике поэтапной реализации всевозможных процессов, распределения ролевых функций, совместно-распределенных процессах проектирования;

• формирование доверительных межличностных отношений между наставниками и наставляемыми, а также между всеми участниками творческой проектной группы; позитивный фон взаимодействия и сотрудничества влияют на процесс и результат совместной деятельности;

• формирование общей мотивации участников группы, взаимомотивация и поддержка участников, формирование общих ценностей группы.

Формы работы :

лекция-беседа,

семинары-практикумы,

психологические тренинги,

проблемно-проектный семинар,

круглый стол и др.

Методы:

игровые ситуации,

диагностика,

разыгрывание ролей,

мозговой штурм,

диалог,

методы проблемного обучения,

эвристическая беседа,

исследовательский метод

Содержание деятельности ТГ должно быть практико-ориентированным:

- Составление обучающих проектов для детей.

- Составление сценариев совместных мероприятий с родителями, презентаций к ним и др.

- Создание электронного кейса консультаций, рекомендаций, их систематизация

- Копилка педагогических идей в виде сценариев педагогических мероприятий, в том числе занятий, развлечений, праздников

- составление плана оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы, предметная среда различных уголков группы

- подборка интересного материала силами молодого специалиста для использования в работе (стихи по темам, картотеки)

-Формирование портфолио молодого специалиста

Результатами работы творческой группы наставничества в учреждении являются:

- участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОО;

- копилка, кейс электронных документов, методических и дидактических продуктов, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

- работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

- создание статьи в профессиональных сборниках из опыта взаимодействия

- совместные проекты

- создание портфолио

- событийный дизайн (к праздникам, тематическим неделям и мероприятиям)

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности

В рамках работы творческой группы может быть создание портфолио педагога. Педагоги-наставники могут помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности. А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию.

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому»

Мишель де Монтень

Литература:

1. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. – 2009. – № 7. – С. 63–65.

2. Поздеева, С. И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого учителя / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – С. 7–14.

3. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. ( 1 файл: 904 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.

4. Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 845–847. – URL : https://moluch.ru/archive/110/pdf/63/.

5. Наставничество в образовании: современная практика : сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с. –

Прикреплённые файлы:

taratynova-o-v_h0ajd.pptx | 109,64 Кб
 
Публикации по теме:

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА 1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна 2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

КВН для музыкальных руководителей «Визитная карточка команды педагогов-наставников» (Появляется Царица и Казак.) Царица: Как дела в дошкольном царстве, В музыкальном государстве? Казак: У музруков - свои вопросы: Изучают.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

План работы творческой группы ДОУ Творческая группа в нашем детском саду - это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы творческой группы педагогов-наставников в «Школе молодого педагога»
Опубликовано: 31 января 2022 в 09:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД