Лучший педагог года

Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани

Олеся Петрова
Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани

Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Одним из основных путей формирования представлений об окружающем мире, а в частности о неживой природе у дошкольников является проведение экспериментов. Экспериментируя, дети получают новые и точные представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя и расширяя их, у них накапливается опыт и расширяется кругозор, вместе с тем закладываются основы саморазвития и развивают его умственные способности.

Публикация «Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани» размещена в разделах

Большое значение в экологическое образование детей внесли исследования Н. Н. Поддъякова. Он занимался вопросами детского экспериментирования. Так, под его руководством группой специалистов были сформулированы следующие положения :

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Работая с экспериментами, как с средством формирования знаний о неживой природе, педагог должен уделять огромное внимание их отбору. Он обращает внимание на содержание предстоящего эксперимента, методике его проведения, с целью формирование правильных и точных представлений о неживой природе, а также на то, как эти представления отражаются в повседневной жизни ребенка – использует ли он полученные знания, как относится к объектам неживой природы в повседневной жизни, как отражает свои чувства к ним.

В подготовительной к школе группе знания о неживой природе уточняются и закрепляются. В ходе эксперимента ребенку открываются те процессы, которые в жизни ему еще не понятны и кажутся сложными. Дети учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе.

Значение экспериментов велико, так как они являются богатейшим источником знаний, способствуют развитию самостоятельности ребенка, вместе с тем и способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего. Отсюда можно сделать вывод, что экспериментирование является одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.

Экспериментирование выполняет огромное количество функций: дает познание действительности, расширяет кругозор как детей, так и взрослых, дает эмоциональный опыт, воспитывает способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.

Важно создать необходимые условия, чтобы в полной мере реализовать все воспитательные возможности экспериментирования. В семье необходимо создать эмоциональную атмосферу заинтересованности деятельностью малыша, желание экспериментировать вместе с ним, беседовать после проведенной работе, развивать способность анализировать полученный результат деятельности. Огромным показателем успешности работы с экспериментом является способность ребенка осознать важность явлений и процессов неживой природы. Поэтому, задачей беседы с детьми после проведенных экспериментов становится как можно полнее раскрыть все детали обследуемого объекта.

Самое важное значение отводится отбору содержания эксперимента : соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента; идея эксперимента (например, установить причинно-следственную связь); высокий познавательный уровень; доступность эксперимента, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе эксперимента учитывают особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность процесса, конкретные педагогические задачи.

Особенности формирования знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что наиболее результативным способом формирования знаний является экспериментирование. Экспериментирование служит важнейшим средством всестороннего гармонического развития личности. Оно решает, как образовательные, так и воспитательные задачи развития личности детей. Проведение экспериментов способствует формированию точных и реалистичных знаний об объектах неживой природы, а также развитию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников, которые проявляются в бережном и уважительном отношении к неживой природе.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментировани
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 15:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД