Лучший педагог года

Особенности логопедической работы по формированию у детей с РАС речевых навыков

Вера Батакина
Особенности логопедической работы по формированию у детей с РАС речевых навыков

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, чьи вокализации проявляются только на уровне однообразного набора звуков, должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы:

Публикация «Особенности логопедической работы по формированию у детей с РАС речевых навыков» размещена в разделах

Первый этап. Первичный контакт. На данном этапе формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом.

За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные, тактильные, сенсорные, пищевые, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Второй этап. Первичные учебные навыки.

Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций. Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому используются поощрения на стимуляцию сенсорных ощущений, музыкальные игрушки, мыльные пузыри. Наибольший интерес вызывают технологии интерактивного обучения – занятия с использованием компьютерных презентаций, компьютерных логопедических игр, Smart- стола.

Третий этап. Работа над опорными коммуникативными навыками. Сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи».

Четвертый этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет». На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи».

Пятый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». Эти инструкции понадобятся для обучения понимания названий предметов.

На этом этапе происходит также обучение пониманию речи – формирование навыков, касающихся понимания названий действий.

Сначала вводятся инструкции на простые движения (например: «Иди сюда», «Похлопай», «Встань», «Подними» и т. д., сначала по подражанию, имитируя движения взрослого, затем с предметами, при этом закрепляя само действие с этим предметом. Далее переходим к обучению понимания действий на картинках. Для этой цели необходимо обучать его навыку соотнесения предметов и их изображений.

Шестой этап. Обучение экспрессивной речи.

Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача — установление контроля над подражанием.

Здесь можно выделить следующие направления работы:

1. Имитация вербальных (произносительных движений) включает:

- Имитация основных движений.

- Имитация действий с предметами

- Имитация мелких и точных движений.

- Имитация вербальных (произносительных движений).

2. Развитие артикуляционного аппарата. У детей с РАС имеются нарушения ощущений, в том числе кинетических и кинестетических. Дети не ощущают мышца артикуляционного аппарата и не могут ими управлять. Для повышения ощущений используются следующие приемы: пассивная артикуляционная гимнастика (когда педагог помогает ребенку выполнять самые простые упражнения, активная артикуляционная гимнастика перед зеркалом, массаж зубной щеткой.

Используются различные картинки с образцами выполнения и символами упражнений, вязаные игрушки для наиболее наглядного показа упражнения. А так же образец выполнения упражнения педагогом.

3. Вызывание направленной воздушной струи, формирование длительного выдоха.

В зависимости от тяжести нарушения некоторые дети не могут или не умеют дуть. В первую очередь приучаем пить через трубочку. На данном этапе подбираются всевозможные способы, связанные с воздушной струей, интересные ребенку. На занятиях они учатся дуть на вертушку, на воду, на ватку. Формированию длительного выдоха также способствует упражнение с использованием запахов, в котором ребёнок учиться вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

После того, как речевой выдох сформирован, ребенка учат дуть направленно и на язык.

3. Формирование фонематического слуха.

Для работы на начальном этапе вводится работа с музыкальными инструментами: барабан, бубен, дудка. Первоначальном целью является преодоление страха различных звучаний, обучаем взаимодействию с музыкальными инструментами. Вторичным этапом работы в формировании фонематического слуха является обучение ребенка различать темпы. Параллельно идет работа по различению звуков музыкальных инструментов.

В дальнейшем вводятся задания, по различению на слух речевых звуков (звукоподражания животных и человека) и определение его на картинке.

4. Произнесение звуков речи.

Перспектива постановки и вызова звука по показу (зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами.

При обучении аутичных детей наиболее удачными оказались пиктограммы, повторяющие рисунок жеста. Эти жесты хорошо «читаются» детьми, активизируют произнесение звуков речи.

Появляющиеся звуки необходимо закреплять во всевозможных звукоподражаниях животным, транспорту и т. д. Данное звукоподражание сопровождается игрушкой либо картинкой (инструкция “Покажи”).

5. Расширение словарного запаса.

Специфика речевого развития детей позволяет более эффективно работать над пассивным словарем, по словарным темам: части тела, продукты питания, мебель, зима, одежда, посуда, животные, «мамины помощники»-электроприборы и др.

- Соотнесение предмета с картинкой. Работа над лексическим материалом ведётся при совместном использовании реальных предметов, муляжей. Ребёнок сам или с помощью педагога «оконтуривает» предмет, при этом педагог чётко и утрированно произносит данное слово. Особое внимание на данном этапе уделяется инструкциям: «Дай мне…», «Покажи где…».

Именно использование реальных предметов (мебель, продукты питания, муляжей позволяет заинтересовать детей и расширить пассивный словарь по пройденным темам.

- Накопление номинативного словаря. Используются игры не только соотнесение предмета с картинкой, но и классификации (продукты питания – мебель, посуда – одежда, т. е. грубые различия). Классификация вообще является одним из первых приемов работы, когда у ребенка не сформированы понятия: «дай…» и «покажи».

- Накопление предикативного словаря. Более эффективным, оказывается включение элементов игры: «Катай машину», «Вытри рот Ляле», «Положи спать», «Покорми…», «Дай руку Ляле» и др.

- Накопление атрибутивного словаря. Работа над накоплением атрибутивного словаря начинается с изучения основных цветов спектра: красный, желтый, синий, зеленый. На первых этапах предлагаются два цвета: красный и желтый. После того как ребенок освоил цветоразличение на двух цветовых гаммах, вводились новые оттенки цвета.

Классификация выполняется также на разноцветных предметах, которые необходимо разложить по коробочкам идентичных цветов. Предлагаются задания в которых необходимо приклеить картинки определенного цвета на лист такого же оттенка. Затем идет работа над соотнесением ребенком слова с оттенком цвета, то есть вводится инструкция «Покажи (дай) … (красный, желтый и др.)».

- Работа с картинками. Можно выполнять выкладывание последовательности картинок–глаголов («Мишка поспал. Где мишка спит? Потом мишка кушает. Где мишка кушает?» и т. д.). Усложнение атрибутивного словаря проходит так же на построении последовательностей из карточек. Для данного вида задания используется так же мозаика, кубики, игрушки.

Дальнейшие занятия строятся таким образом, чтобы продолжить развитие внутренней речи ребёнка. При успешности работы над устной речью особое внимание уделяется умению ребёнка вести диалог, так как эхолаличная речь не позволит ему вступать в полноценное речевое общение.

Таким образом, развитие детей с синдромом раннего детского аутизма это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс успех которого напрямую зависит от вариативности методов, используемых педагогом при работе с ребенком, с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Литература:

1. Башина В. М. Ранний детский аутизм. Альманах «Исцеление». М., 1993.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи аутичных детей. Теревинф. М., 2013

3. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М. : ЦПМССДиП, 2010.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок»Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок» "Цветочки из пластиковых вилок» Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом. Задачи: - заинтересовать и вовлечь в работу.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Фотоотчёт о речевых играх для детей логопедической группы «Витамины из кладовой природы»Фотоотчёт о речевых играх для детей логопедической группы «Витамины из кладовой природы» В рамках тематической недели "Витамины из кладовой природы" ребята логопедической подготовительной группы расширили представления об овощах,.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности логопедической работы по формированию у детей с РАС речевых навыков
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 23:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД