Папки-передвижки

Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях Мрцд

Вероника Владимировна Клинова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях Мрцд

Семьи детей с особенностями развития вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить подчас очень сложного в воспитании и развитии ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы родители часто не имеют четких ориентиров и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка.

Целенаправленная непрерывная коррекционно-развивающая работа семьи и специалистов с ребенком дает постоянный положительный результат.

Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях Мрцд» размещена в разделах

Ситуация с неожиданным прерыванием развивающее ритма, (посещение занятий в центре, школе, других заведениях) по болезни, пандемии, переезду и т. д, может оказаться большим испытанием для ребенка или подростка с РАС. Трудности сохранения эмоциональной стабильности и адаптации к новым условиям получения информации и жизни могут быть связаны со следующими особенностями таких детей :

• дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут фиксироваться на реальной или мнимой опасности, формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением,

• такие дети, как правило, тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий. Чем резче изменение в привычном распорядке жизни, тем более нужны ребенку с аутизмом поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в осмыслении и понимании необходимости таких изменений,

• вынужденное снижение уровня активности ребенка, часто совпадающее с его собственными установками, отмена посещения внешкольных занятий при отсутствии компенсирующих усилий могут иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и нагрузкам, регрессу социальных контактов.

Для непрерывной коррекционно-развивающей работы с такими детьми на базе нашего центра был создан Микрореабилитационный центр на дому.

В ситуации сохранения активности ребенка на занятиях, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.

При взаимодействии родителей ребенка с РАС со специалистами целесообразно выделить и обсудить следующие темы:

1) организация целостного распорядка дня.

Сохранение активности ребенка с РАС и поддержание возможностей организации его произвольного внимания и поведения требует структурированного и осмысленного порядка домашней жизни. Привычный, предсказуемый уклад жизни облегчает ребенку переключение с одного занятия на другое, и, во-многом, снимает трудности его произвольной организации. Уменьшается необходимость постоянного побуждения и непосредственного давления близких на ребенка, которое часто формирует у него негативизм и нарушает эмоциональный контакт.

Для поддержания этой организующей структуры уклада домашней жизни возможно, и, часто, целесообразно составление для ребенка его собственного визуального расписания (распорядка дня, которое может быть представлено как вербально, так и невербально – с помощью пиктограмм или фотографий, обозначающих последовательность его дневной активности. Лучше, если распорядок дня составляется домашними с посильным участием самого ребенка. В нем должны разумно, то есть с учетом его возможностей и интересов, чередоваться разные виды активности: развивающая и физическая, досуговая и творческая. Конечно, стоит предусмотреть и участие ребенка в домашних делах, и то, какие обязанности он выполняет самостоятельно, и в каких видах деятельности участвует совместно с близкими людьми. При составлении распорядка следует избегать чрезмерной жесткости и стереотипности, оставляя и обсуждая с ребенком возможность внесения изменений в зависимости от происходящих событий. Последнее связано с тем, что дети с РАС по своему психологическому складу склонны к стереотипному, не терпящему никаких изменений укладу жизни. Противодействовать этой тенденции может внесение разнообразия в расписание разных дней недели, учет в нем забот семьи и значимых для нее событий.

2) организация занятий в отделении МРЦД.

Очень важно, чтобы занятиям было уделено достаточное, но посильное для ребенка время, оставляющее возможность для реализации других активностей, способствующих его развитию, социализации, общению с близкими. Необходимо заранее оговорить и с самим ребенком временные границы занятий и отдыха. Стоит обсудить с ним, какого рода помощь может ему понадобится (в концентрации внимания, в разъяснении материала, и совместно определить ее оптимальную дозу.

Прежде всего, близким стоит помочь ребенку в организации его рабочего места, в использовании материалов, пособий и письменных принадлежностей; разместить их на его столе в порядке использования, применить принцип «необходимо и достаточно», исключающий все лишнее, отвлекающее ребенка. Нужно также определить способы использования технических средств (смартфона, компьютера, которые, возможно, раньше служили ребенку для развлечения, а на занятии будут использоваться только «для дела».

Стоит также обсудить, как будут оцениваться результаты и старание ребенка, чем он может поощряться за свое усердие родителями.

3) как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных интересов.

Работа в отделении МРЦД может поддерживаться вовлечением ребенка в адекватные его уровню видеоуроки, видеоэкскурсии, тренировки и т. п. При этом, однако, необходимо учитывать склонность детей и подростков с РАС стереотипизировать свою активность. Нередко именно активности, связанные с гаджетами, становятся стереотипными и выхолощенными: это могут быть компьютерные игры, многократный просмотр одних и тех же видеороликов или отдельных фрагментов мультфильмов и т. п. В таком случае целесообразно регламентировать время, проводимое ребенком перед экраном компьютера или планшета (в том числе, опираясь на установленное расписание дня). При этом необходимо помнить, что стереотипизации и выхолащиванию интереса ребенка препятствует участие в его занятиях близких взрослых.

Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, объяснять, показывать, помогать. К сожалению многие дети с РАС не воспринимают работу с педагогом онлайн, отвлекаются, убегают или совершенно не реагируют на педагога, тогда на помощь специалистам приходят родители. Именно они становятся помощниками и педагогами для ребенка. Поэтому в отделении МРЦД постоянно и целенаправленно поддерживается контакт с родителями при помощи бесед, рекомендаций, разъяснений заданий. Именно совместная работа помогает достигать нужного результата.

Полезные статьи и источники:

Баенская Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми// Альманах ИКП РАО [Электронный ресурс]. – 2014. - №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj

Богорад П. Л., Загуменная О. В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Быстро? Вместе? С помощью? // Аутизм и нарушения развития. – 2014. - № 3; 2015. - №№ 1, 2.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях Мрцд
Опубликовано: 13 мая 2022 в 10:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД