Николаева Ирина
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста :
быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком темпе развития в критические периоды у детей могут наблюдаться снижение работоспособности, функциональные расстройства;
знания и умения крайне неустойчивы, так как находятся в стадии формирования;
изменения в состоянии здоровья влияют на нервно-психическую сферу ребёнка;
повышенная эмоциональность. Формируя адекватные эмоции, мы закладываем основу для познавательной деятельности.
Хочется отметить важные преимущества раннего обучения:
Публикация «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
в ходе обучения уточняется диагноз; при различной локализации нарушений наблюдается сходная симптоматика;
у детей нет негативного отношения к ситуации занятия, они охотно вступают в деловое сотрудничество со взрослыми;
педагог сразу формирует правильный навык, а не переделывает уже сложившийся стереотип.
В процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста, с целью оптимизации педагогического процесса, мы выделили ряд особенностей :
• увеличивается длительность периода обследования ребёнка с учётом периода адаптации. Начинаем обследования со второй недели сентября, предоставив детям время для привыкания к новым условиям;
• чем меньше ребёнок, тем больше индивидуальных занятий;
• цели перед детьми не ставятся, но педагог должен чётко сформулировать для себя;
• задачи на занятиях меняются и усложняются постепенно, если педагог не учитывает эту особенность, то дети теряют интерес, а с первой потерей интереса отношение к занятиям становится отрицательным;
• взаимодействие педагога с детьми должно быть кратковременным, но неоднократным; индивидуальные занятия строятся по принципу «Лучше меньше, но чаще»;
• маленький ребёнок положительно относится только к тому, что интересно, поэтому занятия строятся на непроизвольном внимании с применением яркого, но не истощающего стимульного материала;
• педагог должен стремиться к достижению «встречи взглядов» (пространственная позиция взрослых, что способствует созданию положительного фона во взаимодействии;
• следует максимально использовать совместную с ребёнком предметную и игровую деятельность; при этом взрослый выполняет более сложную работу – таким образом, устанавливается контакт и позитивное отношение к любому результату.
Факторы, влияющие на обучаемость:
общий уровень развития - психолого-педагогическая диагностика;
первоначальный уровень сформированных ЗУН - педагогическая диагностика;
наличие помощи семьи - социальная диагностика;
частота и регулярное посещение коррекционно-развивающих занятий;
мониторинг.
Учитывая, что 50% успеха в коррекционной работе с младшими дошкольниками составляет работа с родителями, в нашем учреждении этому виду деятельности уделяется особое внимание. Этому есть ряд причин:
родители значительно дольше несут ответственность за своих детей;
им нужно больше знаний и умений для правильного воспитания;
нужна информация о сути проблемы их ребёнка.
Наша задача – организовать тесное взаимодействие между семьёй и детским садом.
В процессе работы выяснилось, что большинство семей с детьми с особым типом развития имеют следующие проблемы:
отсутствие необходимых знаний (педагогическая некомпетентность);
пассивность позиции родителей (безразличие к проблеме ребёнка);
низкий социальный уровень (гипоопека);
повышенное беспокойство по поводу дефекта ребёнка (гиперопека).
Исходя из этого можно выделить три модели реагирования на проблему ребёнка.
1. Положительная модель - адекватное восприятие дефекта ребёнка.
2. Отрицательная модель - скептическая или агрессивная реакция.
3. Адинамическая модель - равнодушное отношение к проблеме. Это самая сложная модель.
Работа с родителями ведётся в двух направлениях – индивидуальная и коллективная.
Индивидуальная работа проходит в 4 этапа.
I этап – диагностический. Так как необходимо определить уровень педагогической компетентности родителей, выявить условия воспитания ребёнка, мы подключаем родителей к процессу обследования детей.
Формы работы :
анкетирование (домашнее обследование);
экскурсия по детскому саду «Давайте познакомимся!»;
частичное обследование в присутствии родителей. Это необходимо, так как ребёнок в присутствии родителей лучше идёт на контакт.
2 этап – подготовительный. Вырабатывается индивидуальный маршрут для родителей в соответствии с выявленной моделью типа семейного воспитания. Ниже представлен пример образовательного маршрута.
Общие сведения:
1. Фамилия, имя, отчество, возраст родителей ребёнка
2. Место работы
3. Образование
4. Социальный статус
5. Материальное благосостояние
6. Общая характеристика семейного воспитания
7. Модель реагирования
Дата проведения Проводимые мероприятия Форма проведения Итоги проведения
Сентябрь Домашнее обследование Анкетирование
Ознакомление с результатами обследования Консультация
Ознакомительная экскурсия по ДОУ «Давайте познакомимся!» Экскурсия с участием родителей
3 этап – коррекционный. В соответствии с выработанным индивидуальным маршрутом по повышению психолого-медико-педагогических представлений о воспитании и развитии ребёнка выбираются соответствующие методы и формы работы :
индивидуальные беседы;
работа по тетради взаимосвязи;
посещение индивидуальных занятий;
индивидуальные консультации и практикумы.
4 этап – заключительный. Подведение итогов и дальнейшая корректировка маршрута для родителей.
Формы работы :
оформление родительских уголков;
составление индивидуальных памяток, консультаций;
подбор соответствующей литературы для домашнего самообразования;
анкетирование.
Кроме индивидуальной проводится и коллективная работа, которая направлена на установление тёплых и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Досуговые формы – совместные праздники, выставки творчества – призваны установить тёплые отношения между семьёй и детским садом.
Познавательные формы призваны повысить психолого-педагогическую культуру родителей :
клуб старшего поколения, клуб «Молодая семья»;
консультации;
родительские тренинги;
«круглые столы».
Наглядно-информативные формы призваны правильно оценить работу педагогов, пересмотреть методы семейного воспитания:
родительские уголки;
выставка литературы;
просмотр видеороликов;
выпуск газеты для родителей «Крепыш».
К родителям, так же как и к детям, нужен индивидуальный подход: сталкиваясь с трудностями в воспитании ребёнка с особым типом развития, они болезненно реагируют на любую попытку критики в адрес своего ребёнка, ведь для каждой матери её ребёнок самый лучший. Наша задача и успех заключается в правильном интегрированном подходе к каждому родителю. Тогда они с благодарностью включаются в процесс оказания помощи своим детям.