Дарья Кубанцева
Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией
Кубанцева Д. А.
Аннотация: существует большое количество исследований, посвященных речевым нарушениям у детей. Однако многие из таких нарушений встречаются и у лиц взрослых, получивших специальность, работающих. Одной из распространенных речевых патологий у взрослых является подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия. Процесс реабилитации лиц с данным нарушением имеет свои особенности.
Публикация «Особенности реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией» размещена в разделах
Современное общество продолжает развиваться, совершаются открытия во многих областях научной сферы. Однако количество разного рода патологий, к сожалению, не уменьшается, а только растет. Причем патологии, в частности речевые, проявляются не только в детском возрасте. У взрослых так же наблюдаются нарушения речи, которые характеризуются разной этиологией, патогенезом и симптоматикой. Одним из таких нарушений является подкорковая дизартрия.
Во взрослом возрасте дизартрия чаще всего возникает внезапно, из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (коматозное состояние после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта). Кроме того, дизартрия может появляться вследствие интоксикации алкоголем, а также неправильного приёма некоторых групп медикаментов.
Архипова Е. Ф. дает следующее определение дизартрии : «дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата». Елена Филипповна отмечает, что дизартрия относится к числу сложных нарушений, так как ее ведущей характеристикой можно выделить неплавную, неясную речь. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В энциклопедическом словаре под редакцией Г. А. Волковой дизартрия рассматривается как нарушение членораздельной речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущий дефект при данной патологии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, которые связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Подкорковая дизартрия возникает в результате поражения экстрапирамидной системы. Вследствие этого поражения наблюдаются расстройства локомоции, мышечного тонуса и тонической активности, врожденных автоматизмов, в том числе различных мышечных синергий, появляются гипер- и гипокинезы. Особенностью данной формы дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, кроме того, большую сложность представляет автоматизация звуков.
В книге Беляковой Л. И. и Волосковой Н. Н. «Логопедия. Дизартрия» отмечено, что тонические спазмы мышц или же резкое снижение их тонуса могут полностью исключать вибрацию голосовых складок, следовательно, в эти моменты звонкие согласные заменяются глухими, не требующими участия голоса.
Основной характеристикой речевого потока является прерывистость. У лиц с экстрапирамидной дизартрией наблюдаются расстройства темпа речи, проявляющиеся то в ее ускорении, то в замедлении. Характерны трудности включения в акт речи, внезапные остановки речевого воспроизведения, разнообразные стереотипии и персеверации отдельных звуков, слогов, слов, артикуляция звуков у больных невнятная, смазанная. Нарушены модуляции голоса, выразительность речи, изменен голос. Указанные нарушения делают акцент на диспросодических расстройствах в картине экстрапирамидной дизартрии.
Голос больного характеризуется слабостью, глухостью, неопределенным тембром, колеблющейся звонкостью, монотонность экспрессивной речи является следствием суженного звуковысотного диапазона, кроме того, отмечается нечеткость паузации и акцентной структуры фраз.
A.M. Пулатов и Е. Н. Винарская рекомендуют для взрослых больных с дизартрией провести нейрофонетический анализ симптомов дизартрии, который обычно проводится врачом. Это позволяет качественно продиагностировать речевое нарушение, верно выделив форму дизартрии.
Реабилитация взрослых с подкорковой дизартрией представляет собой комплекс специализированных мероприятий, который включает диагностику, выявление, лечение посредством медикаментов и физиотерапии, что проводится медицинскими работниками, а также специальную педагогическую работу по коррекции звукопроизношения и специальную психологическую помощь.
В коррекционной работе при подкорковой дизартрии могут быть использованы не только логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, но и выработка различных речедвигательных координаций, которая и является ведущим направлением работы в процессе преодоления речевого нарушения. При разных формах подкорковой дизартрии дискоординации носят различный характер, поэтому необходимо применение коррекционных методов, специфичных для каждой из них.
Нельзя не отметить важность взаимодействия врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с взрослым, страдающим дизартрией, проведение совместных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Необходимо принимать к сведению тот факт, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется недостаточностью психических функций различной степени, что связано с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.
При взаимодействии с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать адекватной оценке им окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. Постепенно, по мере восстановления речи, психолог и логопед направляют работу на уменьшение психологической зависимости больного от специалистов, обеспечивающих процесс реабилитации. Это необходимо, чтобы подготовить его к самостоятельному функционированию в обществе. К концу восстановительного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать его на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны быть направлены на сохранность личности, мотивов активной социальной реабилитации.
Нередко взрослые с дизартрией нуждаются в эмоциональной разгрузке. Существуют разработанные методы арттерапии, с помощью которых пациента стимулируют к созданию художественных произведений для активного творческого выражения личностной динамики и решения проблем. В современных тренингах с использованием биологической обратной связи (БОС) применяются внешние зрительные или слуховые сигналы, которые информируют больного о появлении специфических изменений функций организма. А. А. Сметанкин и Н. М. Яковлев посредством исследований определили, что в этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов поведения, утяжеляющих их состояние, часто путем преднамеренного вхождения в определенные состояния мозга.
Таким образом, процесс реабилитации взрослых с подкорковой дизартрией имеет свои особенности, которые сводятся к комплексному воздействию на больного медицинского, педагогического и психологического характера. Важным в ходе восстановления больного является слаженная работа врача, логопеда и психолога. Именно это позволяет преодолеть барьер между человеком, страдающим дизартрией, и окружающими, помогает ему отыскать наиболее безболезненный путь возвращения к общественной жизни.