МААМ-картинки

Особенности самооценки детей. Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе

Данько Татьяна
Особенности самооценки детей. Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе

Самооценка возникает на базе начально эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок обретает сперва умение оценивать действия других детей. А затем личные действия, внутренние качества и умения.

Линия развития самооценки – это понимание своих переживаний. Для этой стадии свойственна половая идентификация: ребенок признает себя как мальчика или девочку. Дети обретают представления о должных стилях поведения. В 6-7 лет ребенок запоминает себя в прошлом, осознает себя в настоящем и воображает себя в будущем. Исследуя формирование самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи отдают предпочтительно внимание самооценке детей дошкольного возраста. Явная самооценка так же, как и самосознание появляется на более поздних этапах познания ребенком себя. Существуют «составляющие структуры самосознания, которые впервые получают усиленное развитие в дошкольном возрасте» : признание своего имени, социальное признание, признание своей внутренней психической сущности. Структура самосознания дошкольника образовывается в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе. Ребенок в старшем дошкольном возрасте хорошо демонстрирует свои физические возможности, оценивает их правильно. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представление о самом себе. Отрицательная самооценка проявляет отрицательные отношения к своей личности. В установлении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают:

Публикация «Особенности самооценки детей, Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе» размещена в разделах

Детей с заниженной самооценкой;

Детей с неадекватно завышенной самооценкой;

Детей с повышенной самооценкой.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего не уверены, необщительны, осторожны к другим людям, молчаливы, скованы в своих движениях. Они очень ранимы, готовы расплакаться в любой момент. Не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Долго не приступают к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно. С ними никто не хочет дружить. Эмоциональное содействие, одобрение могут выборочно снять неуверенность в себе и тревожность.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень резвы, возбуждены, резко переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Обычно они пытаются решать любые задачи быстро, не разобрав до конца. Эти дети расположены к демонстративному поведению и доминированию. Они стараются всегда быть на виду, демонстрируя свои знания и умения. Пытаются выделиться на фоне других ребят, направив на себя внимание. К похвале воспитателя они относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Дети с адекватной самооценкой в подавляющем большинстве случаев расположены анализировать результаты своей деятельности, стремятся выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, спокойны. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, упорны в достижении цели. Стараются сотрудничать, помогать другим, они довольно общительны и дружелюбны. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Развитие адекватной самооценки, призвание видеть свои ошибки и правильно воспринимать свои действия – источник формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет роль для дальнейшего развития личности, осмысленного понимания норм поведения, следования положительным образцам. Разные индивиды в одной и той же группе и одни и те же в разных группах могут использовать одинаковое различное воздействие. Понятие социального статуса определяет положение человека в системе тех отношений, которое раскрывается и излагается по результатам исследования группы при помощи социометрической методики. Статус человека в группе нельзя до конца понять и описать, исходя только из его индивидуальных особенностей и системы эмоционально-непосредственных отношений сложившихся в группе. Статус индивида воздействует на авторитет и в свою очередь устанавливается им. Социальные статусы распознают предписанный и достигаемый благодаря личным усилиям человека.

На социальный статус влияют естественные основные факторы – семья и ближайшее окружение ребенка. Кроме взрослого социальная ситуация формирования ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинает играть сверстники. Общение и отношение с другими детьми оказываются менее важными для ребенка чем его отношения с взрослыми. В старшем дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками носит более целенаправленный и понятный характер. Значит, социальный статус ребенка в группе ярко изображен и все больше усваивает социальную существенность. Нужно заметить, что структура детского коллектива в большей степени зависит от реальной группы и от стратегии воспитателя. Значит, проблема общения сверстников в дошкольном возрасте гораздо усиленно исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

«Изменения в природе весной». Презентация для детей дошкольного возраста Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Закрепление у детей потребности в двигательной.

Конспект занятия по воспитательной работе для 3 класса «Зачем человеку знания» Конспект занятия по воспитательной работе Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата 28.02.2014г Класс 3б Тема. Зачем человеку знания. Цель:.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности самооценки детей. Возможность изменения самооценки детей в учебно-воспитательной работе
Опубликовано: 4 мая 2020 в 20:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД