Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Светлана Прокофьева
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»

Цель: Развивать познавательные и коммуникативные способности детей.

Задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов им выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

4. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

Публикация «Отчет по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах

В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа.

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

У детей своей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

Также дети с удовольствием отгадывали загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

В ходе работы над темой самообразования мной была собрана картотека потешек, загадок, считалок, народных игр.

В книжном уголке разместила книги: сказки, потешки, считалки, песенки, загадки.

Дети имели возможность внимательно и сосредоточено рассматривать иллюстрации, вспомнить содержание.

Помещала в родительский уголок консультации по своей теме самообразования. Родителям рекомендовала что читать детям в этом возрасте, беседовать о прочитанном.

Провела итоговое занятие «Во дворе у бабушки». Дети моей группы имеют знание, соответствующее своему возрасту и программным требованиям.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. Свою работу по самообразованию за 2019-2020 учебный год считаю удовлетворительной. Поэтому в дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.

В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995.

2. Даль В. И. «Пословицы и поговорки русского народа». М., 2009.

3. «Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки» / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М., 2005.

6. «Русский фольклор» / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 14 июня 2020 в 18:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД