Папки-передвижки

Отчет работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»

Татьяна Каменева
Отчет работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчет работы по самообразованию на тему :

«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»

«Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»

Публикация «Отчет работы по самообразованию „Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей“» размещена в разделах

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, способствует развитию речи. В то же время сказка – это, среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель:

Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведё тся мною по пяти направлениям это:

1. Дидактические игры;

2. Театрализация сказок;

3. Мнемотехника;

4. Показ инсценировка;

5. Психогимнастика.

Дидактические игры.

Мною были изготовлены дидактические игры:

«Кто за кем?». Цель игры: развитие грамматического строя речи, знакомство с предлогами: за, перед, до, после, между; умение ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний. Материал: фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса», «Заюшкина избушка». Кружки – жетоны, фигурки.

«Расскажи по картинке». Цель игры: расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности. Картинки разных сказок.

«Цветные кружочки». Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам. (Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.

Описание игры: Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите ребёнка разыграть сюжет из сказки, если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки. Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.)

Очень интересная и одна из любимых игр детей.

«Из какой сказки герой. Цель игры: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок. Детям раздаются большие карточки. Воспитатель показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Также приобретены дидактические игры на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети, лото, пазлы.

Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Театрализация сказок.

В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

• чтение или выразительное рассказывание сказки;

• беседа по содержанию;

• показ воспитателем настольного театра;

• инсценировка сказки детьми.

В течение года я показала детям несколько постановок сказок куклами Би-Ба-Бо : «Заюшкина избушка», «Маша и три медведя».

Огромный интерес у детей вызывает настольный театр и пальчиковый театр.

Мнемотехника

Также в своей работе по формированию развития речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Целью моей работы с мнемотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Показ инсценировка

Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Мы с детьми подготовили постановку музыкальной сказки «Три поросёнка».

Дети с большим удовольствием сами полюбили играть в центре «Ряжения» и инсценировали на протяжение всего года различные сказки.

Релаксация

Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке : идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья и т. д.

Очень хорошо в жизнь нашей группы влился утренний и вечерний круг вместе с героями сказок. Ребята с удовольствием рассказывают героям сказок, что хорошего и плохого произошло за день, какие планы на день, снимают напряжение и заряжаются энергией.

Физическое развитие. Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,

«Иван –Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка» и др.

Имитация упражнения и пантомима «Изобрази героя сказки», также очень полюбилась детками. Если сравнивать начало учебного года, когда они были стеснительные и неуклюжие и конец года, огромная разница. Сейчас они спокойно расскажут и покажут пантомимой многих героев сказок.

Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока» и др.

Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Так же большая работа проведена с родителями:

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».

Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

Консультация «Что почитать ребёнку».

Каждый месяц в раздевалке выставляется новое наглядное пособие «Почитайте детям», где перечисляется специально подобранная литература по возрасту и актуальная в данный месяц.

Конкурс творческих семейных работ «Новогодняя сказка».

Была проведена работа с родителями и наши родители приняли участие в социальном проекте «Читающая мама», разместили на страницах в соцсети ВКонтакте с хештегами #Обнимемребенкаскнигой, #Читающаямама, #Читающаяшкола, #Семейноечтение, #детскаяюношескаякнига, #РШБА фотографии совместного чтения с детьми любимых книг.

В нашей группе был изготовлен лэпбук по творчеству прекрасного детского писателя В. Г. Сутеева. Ребята с огромным удовольствием играют и занимаются с этим лэпбуком и прекрасно знают все сказки В. Г. Сутеева.

В течении года, также читались произведения подобранные по лексическим темам недели. Закреплялись темы недели и развивалась любознательность, дружелюбие и любовь к окружающему, понимание смысла произведения, учились вместе с детьми отвечать на вопросы по прочитанному, воспитывалась любовь к художественной литературе.

Сказкатерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку?”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет! Положительные эмоции детей, это один из главных показателей нашей работы!

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного.

И самой главной похвалой от проделанной работы, было замечание коллег из другого сада, после открытого занятия, что наши детки намного лучше разговаривают, чем дети из других садов!

В течении года:

- приняла участие в ГМО воспитателей младших и средних групп ДОУ на тему «Итоги деятельности ГМО воспитателей младших и средних групп за 2021-2022 учебный год. Перспективы работы на следующий учебный год».

- приняла участие в дистанционном семинаре-практикуме «Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников в процессе проектной деятельности» в рамках МПДС №3 «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

- приняла участие в ГМО на тему «Развитие предпосылок функциональной грамотности детей младшего и среднего возраста».

- приняла участие во Всероссийском форуме «Воспитатели России» : «Воспитываем здорового ребёнка. Цифровая эпоха».

- приняла участие в вебинаре марафона педагогических практик по теме «Цифровые образовательные ресурсы: практика использования в детском саду и дома».

- приняла участие в вебинаре – Практика работы с программно-дидактическим комплектом «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду» : первые шаги.

- обучилась на курсах «Технологии эффективной коммуникации в работе современного воспитателя».

- приняла участие во всероссийском вебинаре марафона педагогических практик по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов в работе разных специалистов ДОО».

- приняла участие в мероприятии «Использование цифровых образовательных ресурсов в работе разных специалистов ДОО».

- прошла обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания (Для детей дошкольного возраста)».

- на данный момент обучаюсь на курсах «Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников 120 часов», окончание курса 01.06.2022г.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 23:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Каменева (УИ 1108335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД