Ольга Дымиха Завадская
Отчет учителя-логопеда о проделанной работе учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет учителя-логопеда о проделанной работе учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 Белоглинского района»
Отчет учителя-логопеда Дымиха О. И. о проделанной работе за 2020 / 2021 учебный год
с. Новопавловка,
2020 г.
Целью логопедической работы является коррекция имеющихся дефектов речи у воспитанников.
Задачами логопедической работы являются :
Публикация «Отчет учителя-логопеда о проделанной работе учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- формирование звуковой стороны речи;
- формирование лексико- грамматического строя речи и словарного запаса;
- развитие навыков связной речи;
- развитие психических процессов;
- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);
- методическая помощь воспитателям.
Свою работу реализовала по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
В период с 1 по 18 сентября 2020 г. мною было проведено логопедическое обследование воспитанников, посещающих группу компенсирующей направлености. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста. Нуждающихся в продолжении работы по оказанию коррекционной помощи было выявлено 10 детей. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
• Общее недоразвитие речи (2-3 уровень) – 10 воспитанников;
По результатам логопедического обследования были сформированы 2 подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Подгрупповые занятия проводились 4 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2021 учебный год.
В запланированные сроки (июнь) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе. 7 воспитанников были направлены на ПМПК для определения дальнейшего маршрута. 7 воспитанников выпущены с нормативной речью в массовую школу, а 3 воспитанника продолжают дальнейшее обучение в группе компенсирующей направленности.
В коррекционной группе систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (июнь) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.
С целью выявления детей с речевой патологией проводилось первичное логопедическое обследование детей 4-6 лет МБДОУ д/с № 5.
Обследование речи детей, посещающих детский сад:
Группа
Осмотрено
Отсутствуют Норма речевого развития Нарушение звукопроизношения в разной степени
Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт (8 воспитанников, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы для направления на ПМПК для определения дальнейшего маршрута.
Принимала участие в ППк МБДОУ д/с № 5 по плану работы.
2. Коррекционно - развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания. Велась работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.
За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционную группу, даны рекомендации и советы по всем вопросам, вся работа велась в группе WhatsApp. Проводила консультации, мастер-классы онлайн, составляла буклеты для родителей на темы:
Родительское собрание: «Цели и задачи логопедической работы в подготовительной к школе группе»
Буклет: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу»
Папка-передвижка: «Зачем логопед дает домашнее задание?»
Семинар - практикум на тему: «Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста»
Буклет «Логопед советует. Комплекс артикуляционной гимнастики»
Родительское собрание: «Готовим руку к письму»
Мастер-класс на тему: «Изготовление дидактических пособий для развития речевого дыхания»
Консультация на тему: «Ум на кончиках пальцев»
Семинар – практикум: «Как наши пальцы помогают нам говорить»
Буклет «Пальчиковые игры в развитии речи детей»
Памятка «Что такое фонематический слух и как его развивать»
Буклет «Рекомендации родителям: развитие фонематического слуха у детей»
Консультация на тему: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».
Папка-передвижка: Готовимся к школе «Игры развивающие речь»
Родительское собрание: «Готов ли ребенок к школе»
Консультация на тему: «Как и что читать детям»
Рекомендовала развивающие и обучающие игры онлайн для дошкольников дома: пазлы, раскраски, ребусы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.
4. Работа с педагогами, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом.
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Консультации, папки-передвижки, мастер-классы, буклеты:
Консультация на тему: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Папка-передвижка: «Фонематический слух-основа правильной речи».
Семинар-практикум: «Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников».
Мастер – класс: «Звуковой анализ слова».
Картотека игр для подготовки к обучению чтению
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста».
Буклет «Игры по развитию речевого дыхания»
Консультация на тему: «Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»
Консультация на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Буклет «Упражнения с массажными мячиками су-джок»
Консультация на тему: «Формирование графомоторных навыков у детей с ОВЗ»
Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»
Взаимодействие с инструктором по физической культуре
Обсуждение результатов обследования с инструктором по физической культуре для осуществления преемственности в работе по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса.
Оказание помощи инструктору по физической культуре в подборе пальчиковых игр и упражнений дыхательной гимнастики.
Участие в подготовке и проведении досугов, развлечений, праздников.
Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год :
- обсуждение рабочих моментов
- рекомендации по организации совместной деятельности
Велось тесное сотрудничество с педагогом-психологом. Совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей, работа в ППк детского сада.
5. Самообразование
Участвовала в прослушивании вебинаров от ЧОУ ДПО «Логопед Профи» на тему: «Дистанционная работа с ребенком с нарушением речевого развития» лектор Жукова О. С. (4 часа, вебинар от «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» на тему: «Механизм получения «трудных» шипящих фонем. Общие положения и тонкости логопедической работы от Ткаченко Т. А.» лектор Ткаченко Т. А. (6 часов).
Прослушала вебинары логопеда и автора игр Сыщенко А. Е. на темы: «Онтогенез речевой коммуникации» (2 часа, «Формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями» (2 часа, «Нормы моторного развития» (2 часа, «Подготовительный этап при коррекции звукопроизношения (6 часов, «Игра в жизни ребенка» (2 часа, практический вебинар на тему: «Шипящие и свистящие звуки. Нарушения и коррекция» (8 часов).
Прошла обучение у логопеда Сыщенко А. Е. по теме: «Запуск речи. Коррекционная работа при артикуляционной диспраксии и РСА» (72 часа).
6. Методическая работа
1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.
2. Выступление на РМО учителей-логопедов ДОУ по теме «Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с ТНР (ОНР)»
3. Выступления на КМО учителей-логопедов ДОУ по темам :
«Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях».
«Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ».
4. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями. В марте по апрель 2021 года прошла в ООО «Учитель-Инфо» курсы повышении квалификации по программе «Содержание коррекционно-логопедической работы воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО» (72 часа).
5. В подготовительной группе ведётся «Экран звукопроизношения», где отмечаются поставленные звуки.
6. Принимала участие в акциях к 9 мая «Окна победы», «Свеча памяти», «Бессмертный полк онлайн» и др.
7. Распространяю педагогический опыт на личной страничке сети maam.ru.
Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2020/2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Цель и задачи на следующий 2021/2022 учебный год :
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
• диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
• коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
• консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному взаимодействию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.