Малышева Вероника Олеговна
Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена формированию у ребенка дошкольного возраста умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов; необходимости предоставлять дошкольникам возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Публикация «Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами (средняя группа)» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Ознакомление детей с геометрическими фигурами происходит в сенсорном восприятии форм геометрических фигур и их использования, как эталонов в познании окружающих предметов. Чтобы лучше обучить детей, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета и фигуры. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено на то, чтобы дети узнавали форму наряду с другими признаками и видели ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению, способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. При ознакомлении детей с формой, важным моментом является тактильно-двигательное восприятие формы и зрительное, а также практические действия, которые развивают сенсорные способности ребенка.
Ключевые слова: геометрическая фигура, форма предметов, эталон, прямоугольник, квадрат, круг, шар.
Постановка проблемы: Приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов одинаковых по форме. Создать условия для сравнения предметов по форме. Различать и называть геометрические фигуры.
Цель: статья является изучением процесса ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов.
Изложение основного материала исследования.
Математика играет огромную роль в жизни дошкольника. Эта уникальная наука развивает интеллект и элементарные математические представления.
По данным психологов, занимающихся исследованием способностей, установлено, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития познавательных способностей в разных видах деятельности. В основе этого лежит овладение разными формами опосредствованного решения познавательных задач, построения и человеческой культуре формам отображения предметов, их связей и отношений.
Уже в дошкольном возрасте происходит обучение детей началам математики, что в дальнейшем будет основой для учебной деятельности. Очень важная задача для воспитателя и родителей развивать у ребенка интерес к математике в игровой и занимательной деятельности. Дошкольники усваивают такие понятия, как число, величина, счет, пространственные отношения, геометрические фигуры.
Детей в средней группе интересует многообразие форм в окружающем нас мире. Они узнают об объемных телах, шаре, кубе, цилиндре и закрепляются представления о плоских фигурах – круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Ознакомление детей с геометрическими фигурами происходит в сенсорном восприятии форм геометрических фигур и их использования, как эталонов в познании окружающих предметов. Чтобы лучше обучить детей, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета и фигуры. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено на то, чтобы дети узнавали форму наряду с другими признаками и видели ее в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению, способствует знание детьми эталонов геометрических фигур.
Большое значение в развитии геометрического пространственного мышления имеют действия построения и преобразования фигур. В таком процессе действий у детей формируются умения наблюдать, выделять главное, обобщать, анализировать. При ознакомлении детей с формой, важным моментом является тактильно-двигательное восприятие формы и зрительное, а также практические действия, которые развивают сенсорные способности ребенка.
Дети в 4-5 летнем возрасте, исследуя геометрические фигуры, проводят указательным пальцем по контуру. Обследуя фигуру, они называют ее структурные компоненты: углы, стороны, вершины. В результате они успешно определяют сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами. Знакомство с новыми геометрическими фигурами происходит путем сравнения: например – дети сравнивают прямоугольник и квадрат, куб с квадратом, круг с прямоугольником, шар с кубом и т. д.
Работая в данный момент в средней группе, мы решили провести исследования, так как заметили, что у некоторых детей недостаточно знаний о геометрических фигурах. Поэтому мы поставила себе цель – заинтересовать детей играть в дидактические пособия, как наборы геометрических фигур и тел, «Форма и размер», «Цвет и форма», специальные комплекты геометрических фигур, логические блоки Дьенеша. В процессе игры- развивается внимание, фантазия, воображение. Ребенок самостоятельно рассуждает, мыслит, запоминает. В игре дети познают новое, и включившись в игру, играют с огромным желанием. Педагогу важно помочь детям дать определенные знания, чтобы обучение детей было развивающим. Поэтому необходимо искать, разрабатывать новые методы и формы и применять их в образовательной деятельности (в игровой, на прогулке и т. д). Для того, чтобы дети лучше освоили или ознакомились с геометрическими фигурами мы запланировали тематическую неделю «Неделя геометрии» и каждый день недели был посвящен геометрической фигуре.
В понедельник проводили беседу о геометрических фигурах «Круг. Овал. На что похож круг? На что похож Овал?» Сравнивали круг и овал, находили отличия. Играли с мыльными пузырями. Во время прогулки наблюдали за солнцем и сразу же отметили, на какую геометрическую фигуру похоже оно. Также наблюдали, за машинами и сделали вывод, что колеса и руль круглой формы. Собирали камушки овальной формы. Во второй половине дня читали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», сделали аппликацию «Светофор». Для закрепления предложила родителям вместе с детьми нарисовать предметы круглой и овальной формы.
Во вторник – утром загадывали детям загадку:
Я фигура хоть куда,
Очень ровная всегда
Все углы во мне равны
И четыре стороны
Кубик мой любимый брат
Потому что я (квадрат)
Проводили с детьми беседу на тему «Квадрат. Что бывает квадратной формы?» Поиграли в Д/ игры «Подбери по величине» (развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку); «Найди лишнюю фигуру» (развивать умение сравнивать логические фигуры между собой, выявлять фигуру отличную от других). На прогулке предлагали детям собрать камешки квадратной формы. Во второй половине дня чтение сказки «О квадрате». Рисование «Платочек». Предложили родителям закрепить знание детей о геометрической фигуре – квадрат.
Среда. Беседа на тему «Треугольник».
На прогулке предлагали поиграть в дидактическую игру «Найди предметы треугольной формы». Во второй половине дня проводили игру со счетными палочками, предлагали детям сложить бабочку и гриб. Упражнение «Складывание салфеток». В работе с родителями – предлагали родителям помочь детям закрепить знания о геометрической фигуре треугольник «Вырежи треугольник».
Четверг. Беседа о прямоугольнике. Загадывание загадок. Сравнивали прямоугольник и квадрат, находили отличия. Выполнили упражнение «Строим прямоугольник из счетных палочек». На прогулке предлагали поиграть в деревянный конструктор и построить из прямоугольных форм дом для кукол. Во второй половине дня чтение сказки «Жил - был прямоугольник». Конструирование из бумаги «Конверт». Предложили родителям помочь детям нарисовать прямоугольник.
Пятница – проводили детям развлечение «Чудесная страна – геометрических фигур». Дети отгадывали загадки, рассказывали стихотворения о геометрических фигурах. Играли в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посели фигуру», «Чего не стало», «Собери фигуру по образцу», упражнение «Геометрические деревья», украшали картину из геометрических фигур. Проводили физ. минутку, делали гимнастику для глаз «Найди похожий по форме предмет». Детям было очень весело. А в конце развлечения сюрпризный момент. Для родителей проводилась консультация: «Дети и геометрические фигуры». Рассказывали, как закрепить знания детей с геометрическими фигурами. Посоветовали изготовить аппликацию, рисовать геометрические фигуры, лепить из пластилина. Рекомендовали расширять кругозор детей.
Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии
формы предметов. В свободное от занятий время дети нашей группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом. Отдельно хотелось бы сказать о домашних заданиях. Идеальный вариант – выполнения домашних заданий детьми вместе с родителями. И дети посещающие дошкольное детское учреждение, вынуждены делать его вечером. В таком случае, мы рекомендуем заниматься с родителями хотя бы в выходные дни. Если ребенок не хочет выполнять задания, рекомендуем перенести формирование необходимых навыков в игру, в реальные действия с предметами (например, накрывая на стол, считать, складывать, вычитать, находить схожие предметы в обстановке с геометрическими фигурами и т. д.).
Список литературы
1. Виленкин Н. Я., Петерсон Л. Г. «Математика – 1». – М., 1992.
2. «Давайте поиграем», Математические игры для детей. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред. А. А. Столяра. – М., «Просвещение», 1991.
3. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста на математическом содержании: Учебно-методическое пособие / Под ред. З. А. Михайловой. // Авт. -сост. Вейлерт Н. А., Полянская Е. А., Алейникова О. П., Баранова Н. Ф., Сурнова З. А., - Тольятти, Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002.-72 с.
4. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПБ., 1996.
5. Михайлова З. А. Математика от 3 до 7. – СПБ., 1995.
6. Немов Р. С. Психология. / Психодиагностика. / - М., 1998.
7. Юдин Г. Н., Заниматика – М., 1995.
8. Творчество воспитателя и детей в освоении математических представлений. Сборник статей. СПБ., 1994.