Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников с литературой (биографические занятия)

Жаркова Наталия Николаевна
Ознакомление дошкольников с литературой (биографические занятия)
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление дошкольников с литературой.

Биографические занятия.

Термин «биография» - жизнеописание или история жизни, вводят в старшей или подготовительной группе, объяснив детям, что он обозначает.

В младшей группе используют термин - рассказ о писателе.

С полной биографией писателя детей не знакомят, выбирают лишь интересные эпизоды, случаи из жизни, события, связанные с написанием произведений.

Публикация «Ознакомление дошкольников с литературой (биографические занятия)» размещена в разделах

Биографии может быть полностью посвящено занятие или вводная часть перед чтением произведения.

Не следует давать в биографической информации :

даты жизни писателя;

даты создания произведения;

перечень произведений;

настоящее имя и фамилию, если писатель использует псевдоним.

Обязательно демонстрируем портрет писателя; если есть возможность, запись голоса, видео.

Предлагаю вашему вниманию материал, который можно использовать при ознакомлении дошкольников с биографией некоторых писателей.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель.

Лев Николаевич Толстой родился в местечке Ясная Поляна почти 200 лет тому назад, это очень- очень давно.

Маленький Лева рано остался без родителей и вместе со старшими братьями и сестрой воспитывался в семье своей тети. Тетя их очень любила и заботилась о них.

Лев Николаевич отличался скромностью, застенчивостью, немногословностью. Вместо шалостей во дворе, любил проводить время в одиночестве, размышляя.

Однажды в детстве Лев Николаевич услышал от брата Николая прекрасную легенду о «зелёной палочке», когда-то затерянной на краю оврага в усадьбе Ясная Поляна, и тот, кто найдет её, избавит мир от смерти и различных бед. Спасительную палочку они так и не нашли, но эта детская игра сильно повлияла на него. Идея о всеобщем счастье и любви присутствует во всем творчестве писателя.

Многие рассказы писателя основаны на реальных событиях, они учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Интересные факты:

Лев Николаевич очень любил фрукты и ягоды, но никогда не ел вишню, ему не нравился ее вкус.

Писатель очень любил лошадей и часто уделял большое внимание им в своих романах.

Великий писатель не мог терпеть собачьего лая.

Лев Толстой приходился дальним родственником великому русскому поэту А. С. Пушкину.

Для крестьянских детей, живущих в Ясной Поляне, Лев Николаевич открыл школу и сам обучал ребят.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель,

автор многочисленных басен.

Иван Андреевич Крылов родился очень давно более двух столетий назад в Москве.

В раннем детстве Иван потерял своего отца, но в наследство ему достался огромный сундук с книгами. Поэтому мальчик много читал и занимался самообразованием. Он изучал арифметику (математику, иностранные языки, увлекался чтением.

Когда отец умер, семья оказалась на грани нищеты, было нечего кушать, и Ваня в возрасте 11 лет пытался найти работу. Он был слишком мал и его нигде не хотели брать. Но у него получилось устроиться писарем в Тверской суд. Работа была не сложная, лишь сиди и записывай все слова, произнесенные судьей.

Интересные факты:

И. А. Крылов был богатырского телосложения и очень любил подраться.

Иван Андреевич любил поесть, и поэтому был очень крупным, и над ним часто смеялись и подшучивали окружающие.

Как-то раз на прогулке Иван Андреевич встретил компанию молодых людей и один из них решил подшутить над телосложением писателя и сказал: «Смотрите! Какая туча идет», а Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».

Любимым занятием писателя было лежать на диване. И вытащить его куда-то можно было только обещанием грандиозного спектакля или пирушки.

Не смотря на это, поэт очень любил путешествовать по родной России, в русской глубинке он находил что-то сокровенное, а услышанное от простых людей часто оказывалось в его баснях.

Корней Иванович Чуковский – любимый детский поэт.

Корней Иванович Чуковский родился давно, когда еще не родились ваши прабабушки, в городе Санкт-Петербурге, а затем с мамой и старшей сестрой переехал в Одессу.

Детство Корнея Чуковского проходил в крайней бедности. Матери приходилось браться за любую работу, чтобы прокормить детей, однако денег все равно не хватало.

Чтобы помочь матери, мальчик пошё л работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы, чистил крыши, а в свободное время много читал и самостоятельно изучал английский язык по самоучителю.

У Корнея Чуковского была феноменальная память, поэтому он смог выучить английский язык настолько хорошо, что ему удавалось на ходу переводить тексты без малейших запинок.

А как же он стал детским писателем? А вот как: у Корнея Ивановича было четверо детей. И вот однажды он ехал в поезде с простудившимся одиннадцатилетним сыном и, чтобы развлечь его, начал под стук колес сочинять:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил.

По-турецки говорил,

- Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Дома он и позабыл сочиненную на ходу сказку, да сын её хорошо запомнил. Потому что уж слишком близка и понятна она была ребенку.

Младшая дочь Корнея Чуковского Мария (Мурочка, как ласково называл ее поэт) стала героиней многих произведений отца. К сожалению, Мурочка была очень больна и прожила всего 11 лет. Именно ей Корней Чуковский посвятил свои детские сказки «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце» и книгу о чудесном докторе Айболите, который непременно прилетит и всех спасет.

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым. Где бы он ни был:

в трамвае, в магазине в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для детей загадки. Попробуйте отгадать одну из них:

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

Перед тем, как отправлять в печать свои произведения, Корней Иванович особое внимание уделял иллюстрациям к сказкам и детским стихам.

Вспоминая детство Корней Иванович говорил, что в детстве ему очень не хватало отца или хотя бы деда. Зато сам он стал дедушкой для всей нашей страны. Малыши и школьники с удовольствием общались с любимым сказочником, знавшим немало увлекательных историй, загадок и шарад.

Интересные факты:

Чуковский был хорошим другом художника Ильи Репина. Знаменитый живописец часто гостил в доме писателя.

В честь персонажа одного из самых известных произведений Чуковского — мухи-цокотухи был назван новый вид мух.

А в честь самого Корнея Чуковского была названа новая улица, построенная в Санкт-Петербурге несколько лет назад.

По мотивам произведений поэта было снято более 20 мультфильмов.

Самуил Яковлевич Маршак – русский поэт,

автор стихов, сказок, пьес для детей.

Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года (более ста лет назад) в Воронеже, в слободе Чижовка. Его отец работал мастером - мыловаром. Мать была домохозяйкой. У супругов было шесть детей: три сына и три дочери.

Из Чижовки в центр города семья выбиралась редко, но две поездки Самуил хорошо запомнил. Один раз смотрели на канатоходца, в другой детей повезли в городской сад. Там играл духовой оркестр. Мальчика так восхитила музыка, что, когда она умолкла, он вбежал в беседку к исполнителям и крикнул: «Музыка, играй!» Было ему тогда года три. Впоследствии Маршак напишет строки:

Я помню день, когда впервые

На третьем от роду году

Услышал трубы полковые

В осеннем городском саду

Первое стихотворение отец прочитал в тетрадке сына, когда тому было 7 лет.

Один сижу я,

Кругом всё тихо.

Печально с неба

Сияет месяц,

Как будто что-то

Сказать он хочет.

Один сижу я,

Кругом всё тихо.

Ребенком Маршак был непослушным и хулиганистым. Любил подраться с другими ребятами, часто уходил из дома без спросу – в гости или на обед к рабочим, мог разбить что-нибудь из утвари, сломать мебель или опрокинуть банку с вареньем. Мама писателя очень уставала от его проказ.

В детстве, в семье будущего писателя, жил конь Ворончик, он был черный, как смоль и очень упрямым. Даже кучер его побаивался. Самуил Яковлевич в своих мемуарах отмечает, что Ворончик был одним из самых ярких детских воспоминаний.

Когда Самуил обучался в гимназии, учитель словесности развил в нем интерес к литературе, считая ученика вундеркиндом.

«Сказку о глупом мышонке» Маршак заставил себя написать за ночь, чтобы отвезти сына Иммануила в Крым на лечение. Он был сыну хорошим другом. Рассказывал сказки, читал стихи, часами командовал на полу полками солдатиков. А когда уезжал, писал необыкновенные письма-очерки. Вот письмо 8-летнему Иммануилу: «…Вчера я был в зоологическом саду. Видел слонёнка величиною с комод. Он бродил один по клетке и очень смешно изгибал свой хобот. Видел обезьянку, которая прицеплялась к своей матери, когда хотела взобраться на перекладину. Кто-то принёс зеркальце, и обезьянки по очереди любовались собой. Видел четырёх львят, которых кормит овчарка (матери у них нет). Дети скоро перерастут кормилицу».

А это письмо 3 – летнему сыну Якову: «…Я видел гидроплан. Это такой аэроплан, который плавает на воде, а потом поднимается и летает. Когда ты будешь большой, мы с тобой будем летать на аэроплане и гидроплане… Когда приеду, будем с тобой играть, буду рассказывать тебе сказки».

Когда писатель жил в Краснодаре, открыл там один из первых в России детских театров. На сцене театра неоднократно ставились спектакли по пьесам Маршака.

Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказать занимательные и поучительные истории и сказки.

Сергей Владимирович Михалков – советский поэт, писатель, баснописец

Сергей Владимирович Михалков родился более ста лет назад в Москве.

Отец занимался птицеводством. Мать была сестрой милосердия, некоторое время работала учителем, а затем целиком посвятила себя мужу и детям. У Сергея Михалкова было еще два брата Михаил и Александр. Семья жила очень скромно.

Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами будущего поэта.

Писать Сергей Михалков начал рано в 9 лет. Однажды, когда ему было чуть больше десяти лет, беспризорники проникли в их квартиру и похитили шкатулку с “сокровищами” мальчика. К сожалению, в этой шкатулке вместе с перочинным ножом и рогаткой хранилась общая тетрадь с его первыми стихотворениями.

Однажды Серёжа сочинил “Сказку про медведя” и, переписав её печатными буквами, отправился в одно московское издательство, где издавали детские книжки. Мальчика провели к “самому главному”. Маленький щуплый старичок принял его как настоящего автора. Он предложил мальчику сесть, мельком просмотрел его рукопись и попросил оставить её на несколько дней. На прощание он протянул автору три рубля. Это был первый гонорар будущего писателя. Но спустя неделю автор получил ответ, где в краткой, но убедительной форме отклонялась его рукопись, как непригодная для издания.

Сергей с родителями и братьями жили на даче. Ходить в школу было далеко, и поэтому начальное образование Сергей Михалков получил дома, его воспитателем была немка Эмма Ивановна. Поэт с душевной теплотой вспоминает ее, именно она заложила в его характер основы самодисциплины.

Однажды, без ведома сына, отец послал несколько стихотворений одному известному московскому поэту. Он ответил: “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”.

И Сергей Михалков упорно продолжал писать стихи…

Позже его спрашивали, как рождаются стихи? Что вначале - фантазия, улыбка, удивление? На этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечал, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни.

Вот, например, среди ранних стихов Сергея Михалкова есть стихотворение под названием “Рисунок” :

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят,

И дождик их не мочит…

И эти тучи я потом

Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молнии над садом.

Я чёрным точки зачеркнул,

И означало это,

Как будто ветер вдруг подул –

И яблок больше нету.

Ещё я дождик удлинил –

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался.

Николай Николаевич Носов – детский поэт, писатель.

Николай Николаевич Носов родился более ста лет назад в Киеве.

Отец Николая Носова был актёром, но работал на железной дороге. Коля, которого в семье называли Кока, был третьим ребёнком в семье из четырёх – у него были старший и младший братья и младшая сестра.

Читать Носов научился в пять лет, наблюдая за тем, как отец учил читать его старшего брата.

По признанию самого писателя, коротышек из книги «Тайна на дне колодца», он придумал, будучи совсем маленьким. Тогда будущие Незнайка и его друзья были размером с палец и жили в цветочной клумбе.

Сам Николай Носов признавался, что писателем стал совершенно случайно. Всё началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, а потом и его друзьям. Их одобрение побудило Носова начать записывать свои рассказы.

Сюжеты многих рассказов, написанных Носовым, основываются на реальных историях, произошедших с друзьями его сына и их родителями.

Интересные факты:

маленький Коля не мог сосредоточиться на одном занятии, был очень разбросанным, слыл шалопаем;

с детства Николай Носов уважительно относился к женщинам и стремился воспитывать такое же уважение у малышей, поэтому у девочек-персонажей трилогии о Незнайке практически нет отрицательных черт;

Носов сам научился играть на мандолине. Ему очень хотелось научиться играть на скрипке, но после нескольких уроков он спрятал купленный инструмент и больше не возвращался к нему;

по произведениям Николая Носова сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов.

Публикации по теме:

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя»Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуацияхОзнакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.

Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель.

Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница»Ознакомление детей с художественной литературой для средней группы «Чтение сказки В. Даля «Лиса — лапотница» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой для средней группы Чтение сказки В. И. Даля "Лиса - лапотница "ЦЕЛИ:.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен»Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен". Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Знакомые сказки» Тема: Рассказ и показ фрагментов сказокЦель: выявить уровень у детей по их ознакомлению с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление.

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста Сентябрь. 1. Русская народная сказа в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка». Программное содержание. Формировать умение воспринимать образное.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества»Фотоотчет «Ознакомление старших дошкольников с историей казачества» Наша старинная станица Казанская, основанная 369 лет назад, раскинула свои владения в самых верховьях Тихого Дона. Она является центром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с литературой (биографические занятия)
Опубликовано: 22 июня 2022 в 08:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с литературой (биографические занятия)» (включая файлы) размещена пользователем Жаркова Наталия Николаевна (УИ 2161556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД