Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

Оксана Скоробогатова
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: возраст с 2- 3 лет это сензитивный период в который развивается речь ребенка, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

В пальчиковых играх есть следующие приемы: поглаживание,

растирание, полезным массажным приемом является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубленее, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д.

Для чего нужны пальчиковые игры? Чтобы развивать моторику рук, речь.

Повышать работоспособность коры головного мозга.

Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимать тревожность.

Для проведения пальчиковых игр я придерживаюсь нескольких этапов: сначала сама показываю игру детям, затем показываю игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка. третий этап-это когда дети начинают выполнять движения вместе со мной, но текст проговариваю только я. И заключительный этап выполнение движений и проговаривание текста непосредственно самими детьми.

Игра "Дом"

Стук, стук, стук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

Игра «Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (показать ушки)

Игра «Ладушки»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Во дворе цыплятам накрошили крошек, (крошим хлеб)

Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)

Как они устали - ладушки – ладошки(поглаживание рука об руку)

Игра «Киска»

«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!» (хлопок в ладоши)

Игра «Пирог»

«Падал снег на порог. (дети плавно опускают руки сверху вниз)

Кот слепил себе пирог. (показывают как пекут пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. (делают волнообразные движения руками)

Пирожки себе пеки (грозят указательным пальцем)

Не из снега – из муки». (покачивают пальцем из стороны в сторону)

Я считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т. к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Влияние мелкой и общей моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Работая с детьми дошкольного возраста, часто наблюдается задержка речи. Развитие мелкой и общей моторики способствует развитию речевой деятельности.

Мелкая моторика и разноцветные камушкиМелкая моторика и разноцветные камушки Не секрет что Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Давно доказано учеными тесная связь мелкой моторики рук и развитие.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 17:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике»
Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике». Квест ( от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний....
Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...