МААМ-картинки

Паспорт экологической тропы

Галина Гуляева
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт экологической тропы

Пояснительная записка

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы : развить экологическое сознание дошкольников.

Задачи создания экологической тропы :

1) Формирование познавательного интереса ребенка к миру природы, прививание чувства ответственности за ее сохранность.

2) Формирование познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Развитие сопереживаний к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

4) Оздоровление дошкольников при помощи создания тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы : экологическая

Местонахождение: обл. Кемеровская, г. Новокузнецк, ул. Грдины д. 13, территория МБДОУ д/с №33

Год закладки: 2016

Состояние тропы : хорошее

Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы : познавательно - развивающая

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

П. Гвездослав

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения : в помощь воспитателям и детей (См. Приложение 1). Картосхема для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. В последствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МБДОУ д/c № 33 хозяином экологической тропы был выбран Лесовичок.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

Экологические беседы;

• Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

• Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

• Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант;

• Труд в природе;

«Красная книга природы»;

• Коллекционирование;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

• Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

• Участие в конкурсах

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Фотовыставки;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Объекты для исследования:

ОБЪЕКТ №1. «Цветник»объекты для наблюдения: тюльпаны, примулы, ирис, ромашки, петуньи, бархатцы, сентябрины и др. Разнообразие формы цветков, их расцветок. Уход за садовыми цветами – полив, рыхление, прополка. Сбор семян.

ОБЪЕКТ №2. «Тополиная аллея». Тополь растет очень быстро, любит влагу и свет. Тополя посажены вдоль забора, чтобы защищать территорию детского сада от ветра, уличного шума, пыли. Тополь — чемпион среди многих деревьев по очищению воздуха.

ОБЪЕКТ №3. «Березовая роща». На фоне зелени красиво выделяются белые стволы деревьев. Русская береза — символ России. Популярна она еще и потому, что имеет целебную силу.

ОБЪЕКТ №4. «Муравьиные дорожки». Всем известно, что муравей - санитар леса. А муравейник, где живут эти маленькие насекомые и великие труженики, — интереснейший объект для наблюдения. Муравейники обязательно надо охранять.

ОБЪЕКТ №5. «Рябина»объекты для наблюдения: рябина. Рассмотреть кору, листья. Обсудить, кто питается ягодами рябины. Вначале ягоды горько-вяжущие, после заморозков теряют горечь, становятся сладкими. Рябина переносит морозы до 50 градусов. Живет до 200 лет.

ОБЪЕКТ №6. «Огород» - Объекты для наблюдения: лук, морковь, капуста, огурцы, помидоры и др. овощи. Наблюдение стадий роста растений: семена, рассада, цветение, завязь урожая, сбор урожая и зависимость её от состояния внешних факторов.

ОБЪЕКТ №7. «Пень» - объекты для наблюдения: толщина пня, определение возраста дерева по кольцам. Использование лупы для наблюдениями за насекомыми. Наличие мха с северной стороны.

ОБЪЕКТ №8. «Клен» - объект для наблюдения: ствол, кора, ветки, листья, семена. Весной зацветает зеленовато – желтыми цветами. Наблюдение за цветом листьев в разные времена года. К концу лета созревают семена клена. Рассматривание и сбор семян для поделок.

ОБЪЕКТ №9. «Кустарник» - объекты для наблюдения: сирень, шиповник. Наблюдение за кустами в разные времена года. Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

ОБЪЕКТ №10. «Фитоуголок» Лекарственные растения- объекты для наблюдения: полянка, открытое место, где растут одуванчик, ландыш, мать-и-мачеха, ромашка аптечная, лопух, кустики земляники. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян. Беседы о целебных свойствах растений.

ОБЪЕКТ №11. «Липа» - объекты для наблюдения: толщина ствола, кора, ветки, листья, семена. В мае на липах растут маленькие веточки прямо из ствола – проснулись спящие почки. Летом вокруг липы много пчел, они собирают нектар с душистых цветов липы. Липовый мед очень вкусен и полезен.

ОБЪЕКТ №12. «Скворечник» - объекты для наблюдения: птицы. Скворечник – искусственное гнездовье для мелких птиц, обычно делается в виде деревянного домика. Несмотря на название, в скворечнике могут поселиться не только скворцы, но и синицы, воробьи, трясогузки и др. День птиц – праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников.

ОБЪЕКТ №13. «Птичья столовая» - оъекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, снегири и др. Зима – очень тяжелое время для птиц. Они прилетают к жилью человека в надежде на помощь. Доброй традицией на Руси было и есть изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц.

ОБЪЕКТ №14 «Ель» - объект для наблюдения: ёлочка на поляне. Рассматривание строение ствола, иголок, сравнение с березой, сосной. Наблюдение за елью в разные времена года.

ОБЪЕКТ №15 «Береза» - объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб (удобно сравнивать деревья по коре, листьям и т. д.). Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.

ОБЪЕКТ №16 «Плодоносящие кусты» - объекты для наблюдения: черная смородина, крыжовник, малина. Рассматривание внешнего вида, сходство и различия кустов. Беседа о полезных свойствах ягод. Уход за ними.

ОБЪЕКТ №17 «Мини водоем» - объекты для наблюдения: осока, хосты, гортензия, почвопокровные растения.

ОБЪЕКТ №18 «Сухое дерево» - объекты для наблюдения: сухое дерево; почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?

ОБЪЕКТ №19 «Жгучая трава» - объекты для наблюдения: крапива; ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди». (Для чего нужна была крапива главной героине)

ОБЪЕКТ №20 «Город мастеров» (Песочница) Объектом для наблюдений стали песок, вода, глина,снег.

Список источников

1. Алейникова, Е. Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3. Леонтьева, О. М. Экологическая тропа // Дошколёнок. ру – URL : https://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.

4. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.

5. Пенькова, Л. А. Безгина Е. Н., Евфратова Т. Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М. : Творческий центр, 2008 – 103 с.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Итоговое занятие по окружающему миру «Зимние тропы»Итоговое занятие по окружающему миру «Зимние тропы» Занятие – путешествие «Зимние тропы». Цель: закрепление и обобщение полученных знаний. Задачи: - Закреплять знания учащихся об объектах.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект открытого занятия на МО воспитателей по созданию макета «Экологической тропы» в группе детей с нарушенным слухомКонспект открытого занятия на МО воспитателей по созданию макета «Экологической тропы» в группе детей с нарушенным слухом Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к природе.

Паспорт аттестующегося .

Паспорт группы Список детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» МО «Алданский.

Паспорт группы Дата начала функционирования группы «Русалочка» 1 сентября 2014 г. 1. Краткое описание группы «Русалочка» (Площадь, расположение, освещенность,.

Паспорт группы Группа "Теремок" оснащена дидактическими средствами и оборудованием для всестороннего развития детей: - аудиовизуальные средства; - альбомы;.

Паспорт спортивного зала I. Технические характеристики Параметры Характеристика параметров Общая площадь (кв. м) 99,5кв. м. Освещение естественное имеется Освещение.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Прохождение экологической тропы» Цель: дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Задачи: *показать объекты экологической тропы в летний период;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы
Опубликовано: 15 мая 2017 в 05:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гуляева (УИ 451065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД